Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Нагорный Карабах: как замороженный конфликт превратился в войну

Нагорный Карабах: как замороженный конфликт превратился в войну

Категорія: Головне, Світ
Нагорный Карабах: как замороженный конфликт превратился в войну 27-28 сентября азербайджанская армия пошла в наступление почти по всей линии фронта в Нагорном Карабахе. В боях с обеих сторон задействованы танки, артиллерия, военная авиация. Все участники конфликта ввели военное положение. Это выглядит как полноценная война.

Армения заявляет о том, что успешно отбивает атаки противника. Обе стороны сообщают о потерях не только среди военных, но и мирных жителей. Каждая указывает на значительно большие потери противника, чем собственные.

Армения подтвердила гибель 31 своего военного 27 сентября и еще 28 офицеров и рядовых следующий день. Многим из погибших было 19-20 лет.

Азербайджан пока сообщил о смерти 11 своих военных и гибель целой семьи, пять человек, в селе Гашалты Нафталанського района.

"Долетели" до Степанакерта

"Рано утром 28 сентября мы проснулись от сильных взрывов в Степанакерте. Я вышла на балкон с одной стороны дома - идет дым в горах. С другой стороны - тоже дым. Мы поняли: это война, а не военные учения", - рассказывает Зара, преподаватель Арцаского государственного университета.

Фактически впервые после войны 1987-1994 годов "прилетело" только в Степанакерт - главный город Нагорного Карабаха. Он до сих пор считалось относительно спокойным.

"Мы сразу побежали в подвал. Некоторым было трудно оставаться долго в таком темном замкнутом пространстве. Когда стихало, люди поднимались вверх к подъездам. Когда снова гремели взрывы, опускались в подвал" - это рассказ Зары не об события начала 90-х, которые она помнит. Это сентябрь 2020 года.

Нынешние боевые действия, действительно, существенно отличаются от предыдущих военных обострений вдоль линии соприкосновения. Она разграничивает непризнанный Нагорный Карабах, поддерживаемый Арменией и Азербайджан.

Вследствие армяно-азербайджанской войны 1988-1994 годов Армения взяла под контроль, кроме Нагорного Карабаха, территорию семи азербайджанских районов вокруг него. Вместе с Карабахом они составляют 20% территории Азербайджана в рамках его международно признанных границ.

Для него это история, в частности, о собственной территориальной целостности и государственном суверенитете. Для Армении говорится об узаконивании статуса территорий, где сейчас живет исключительно армянское население.

Около одного миллиона азербайджанцев когда-то вынуждены были покинуть свои дома в Карабахе и окружающих районах, убегая от преследований и войны.

Эти семь районов - это своеобразный "пояс безопасности" для Карабаха и Армении. Буферная зона, которую контролируют армянские военные.

Карабах

ООН приняла в 1993 году четыре резолюции, признали оккупацией захват Арменией семи упомянутых районов.

Все эти годы Нагорный Карабах прожил в непризнанном статусе.

Официальный Ереван также не признал его независимость. И отмечал, что статус этой территории должны определить в рамках международных переговоров.

В Минске была создана группа для мирных переговоров. Впрочем, она так и не достигла каких-то договоренностей. Ее сопредседателями являются США, Россия и Франция.

Постоянные требования Армении, как посредницы и защитницей интересов Нагорного Карабаха - определение статуса Нагорного Карабаха и гарантии безопасности. Под статусом подразумеваются или независимость, или вхождения в состав Армении. Под безопасностью - существование буферной зоны вокруг Карабаха.

Изменить ли расстановку сил?

И вот теперь, как предполагают эксперты, Азербайджан мог решиться изменить расстановку сил в еще бесплодном переговорном процессе. Один из способов это сделать - отвоевать захваченные Арменией территории вокруг Карабаха.

Именно здесь проходит Лачинский перевал, "дорога жизни", соединяющая Армению и Нагорный Карабах. Последний, как непризнанная территория, отрезанный и от железнодорожного и от авиационного сообщения.

Лачинский перевал - еще и путь, на котором раскрывается необъятная красота кавказских гор. Но в то же время чувствуется вся тревога армяно-азербайджанского конфликта. Достаточно перерезать эту артерию, чтобы изолировать Карабах от внешнего мира.

Несмотря на ограничения, благодаря щедрой поддержке армянской диаспоры эта сепаратистская территория смогла наладить свою мирную жизнь. Там гордятся низким уровнем коррупции и чистотой улиц. Там шутят, что дворники в Степанакерте значительно добросовестные за ереванских коллег. И так можно сказать не только о работе коммунальщиков.

Для того, чтобы выжить, местным жителям пришлось привыкнуть к угрозе войны и быть эффективными в повседневной жизни.

В июле этого года Армения и Азербайджан вели бои между собой за пределами Нагорного Карабаха. 

В Армении же убеждены, что Азербайджан решил "использовать время пандемии". Ованнес Никогосян, приглашенный лектор Американского университета в Армении, обращает внимание на то, что во время карантина наблюдатели ОБСЕ приостановили свои поездки в конфликтный регион. И вообще мира стало не до замороженных конфликтов.

"Армении или Нагорному Карабаху не было смысла начинать военные действия. Все, что нужно было для экзистенциальной безопасности народа Нагорного Карабаха, сделали на момент заключения перемирия в мае 1994 года. Думаю, Ильхам Алиев связывает с этой войной свое политическое будущее, которое выдается шатким", - говорит армянский эксперт.

В Ереване видят проблему в том, что так и не удалось ввести международный механизм расследования инцидентов на линии соприкосновения, и обвиняют в неудаче Азербайджан. Из-за этого невозможно установить, кто виноват в начале эскалации.

Между тем в Ереване также отмечают важную роль Турции в конфликте. Реджеп Тайип Эрдоган заверил: его страна полностью поддерживает Азербайджан.

Минобороны Армении заявило о турецких инструкторах, наемниках, беспилотниках и даже истребителях F-16. Подтверждений этому пока нет.

Оборонное ведомство Баку это опровергает. Там указали, что имеют военно-техническое сотрудничество со многими странами. С Россией даже более интенсивное, чем с Турцией, если принять во внимание объемы военных закупок.

После прихода к власти в Армении Никола Пашиняна, Азербайджан ожидал каких-то шагов навстречу в вопросе урегулирования конфликта. Примечательно, что пока в Ереване проходила революция и менялась власть, на карабахском фронте было тихо.

Однако новая власть осталась на прежних позициях относительно конфликта. Статус-кво Пашиняна, похоже, устраивал, а встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым превращались в упражнения в сарказме и взаимных обвинениях.

Раздражение Баку связано также с тем, что международное сообщество начала забывать об этом конфликте. Донбасс - у всех на виду, а также о Кашмир все говорят, а о Карабахе забыли. Из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ только Москва проводила более или менее регулярные встречи с представителями двух стран, хотя они и не давали результата.

России приходится устраиваться на двух стульях сразу: с одной стороны с Арменией ее связывает ОДКБ, также немало военно-технических и экономических соглашений. В Гюмри расположена российская военная база.

С Азербайджаном Россию объединяют не только газовые и финансовые потоки, поступающие от состоятельной азербайджанской диаспоры в России. Баку закупил в России с 2011 года вооружений на пять миллиардов долларов.

Опыт боев 2016 года, вероятно, побудил Азербайджан пересмотреть тактику на поле боя. На лесистой, горной местности чаще используют диверсионные подразделения, а не наступательные войска, которые могут идти вперед вдоль широкого фронта. Но рельеф и инфраструктура по подавлению радиосвязи противника - это препятствия для координации и коммуникации. В Карабахе у армян несколько линий укреплений и минных полей.

На этот раз Азербайджан прибег к активной скоординированной артподготовке. Он использует дроны и подавляет радары противника почти по всей линии фронта. Это застало армянские войска врасплох. Им пришлось отступить.

Нынешние столкновения вряд ли помогут решить армяно-азербайджанский конфликт. Нужно идти на компромиссы и строить доверие между двумя народами. На это понадобятся годы и осторожные шаги.

Силовые действия могут помочь перезапустить переговоры, отвергнув все на годы назад. Возможно, на это Азербайджан и рассчитывал: вернуться к переговорам с выгодной для себя позиции.

Как дальше будет развиваться армяно-азербайджанский конфликт, зависит и от России. Считается одним из главных стейкхолдеров безопасности на Южном Кавказе.

Пока Кремль просто призвал прекратить боевые действия. По словам представителя российского президента Дмитрия Пескова, "не время разбираться, кто прав, а кто виноват".

Но уже понятно, что даже через четверть века вместо "мороза" давнего конфликта может быстро вспыхнуть пламя войны.

Предпосылки для этого - провал международных переговорных форматов и вмешательства "третьих сил".

"И что нам делать? Жить как раньше? Не жить более здесь, в Степанакерте? Азербайджан хочет, чтобы все вернулось, как было в СССР. Но как можно не учитывать реалии, которые здесь возникли после того?" - спрашивает Зара.