Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Почему китайцы не пользуются e-mail

Почему китайцы не пользуются e-mail

Категория: Позиция » Новости Позиция » Наука и IT
Почему китайцы не пользуются e-mail Электронная почта никогда не была популярной в Китае. Почему китайцы отказались от одного из самых распространенных в мире средств коммуникации?

В мае 2008 года я преподавал в частной школе английского языка в городе с идиллическими видами на юге Китая.

Когда я завершил курс со взрослой группой, мои студенты предложили мне загрузить QQ, китайское приложение, похожее на IСQ, чтобы поддерживать связь.

Я взамен попросил их зарегистрироваться в Facebook (соцсеть в Китае на тот момент уже разблокировали), добавить меня в друзья и также оставить свои имейлы. Некоторые сделали это, но их электронные адреса выглядели примерно так: zwpzjg59826@126.com.

Мне показалось немного странным, но тогда необычные адреса имейлов были распространены и в Британии.

Через несколько лет я оказался в Пекине, где работал журналистом-фрилансером и копирайтером.

Но я почти никогда не общался со своими клиентами из Китая по электронной почте. Заказ по работе я обычно получал за чрезвычайно популярный китайский приложение WeChat.

Я отправлял его обратно также через это приложение и даже зарплату получал через него.

Оперативность и эффективность всего процесса были потрясающими.

Во многих западных странах электронная почта все еще остается основным средством коммуникации, прежде всего в рабочих вопросах.

В США и Великобритании электронная почта является самой популярной онлайн-деятельностью, в которой участвует 90,9% и 86% пользователей интернета соответственно.

В обеих странах использование электронной почты заметно опережает другие виды деятельности в интернете, например поиск товаров и услуг, онлайн-банкинг, просмотр видео, пользования сетями.

Приложения QQ и WeChat разработал китайский технологический гигант Tencent. 

Но в Китае картина иная. Опросы потребителей мобильных услуг в Китае за 2018 показало, что китайцы проверяют свою электронную почту на 22% реже, чем пользователи во всем мире.

Зато почти 80% владельцев смартфонов являются постоянными пользователями WeChat.

Приложение также заметно лидирует среди других программ для обмена сообщениями.

Для сравнения - телефон, SMS и факс в ежедневной коммуникации использовали почти 60% китайцев, а электронная почта с большим отрывом занимала третье место - 22,6%.

Позднее начало

WeChat - безумно популярный в Китае, где приложением пользуются более миллиарда пользователей. Впрочем, причины популярности мессенджера сформировались раньше.

В 1999 году молодая технологическая компания Tencent выпустила продукт под названием QQ, разработанный на базе мессенджера ICQ, который принадлежал американскому конгломерату AOL.

Тогда, по данным Всемирного банка, в Китае было всего 1,2 компьютера на 100 человек, в отличие от США, где компьютер имел каждый второй американец.

В начале 2000-х молодые китайцы начали активно пользоваться интернет-кафе. Мессенджер QQ стал популярным благодаря таким развлекательным функциям, как игры, музыка и предшественники соцсетей, где люди могли размещать микроблоги.

В отличие от электронной почты, QQ предлагал больше возможностей для взаимодействия. Там, например, можно было создавать аватар и обмениваться мгновенными сообщениями.

Единственным доступом к компьютерам и интернету в 1990-х и в начале 2000-х для многих людей были интернет-кафе

Аккаунты QQ или MSN появились практически у каждого китайца. Бизнесмены записывали свои QQ-номера на визитках, а предприятия открывали собственные учетные записи.

В 2012 году QQ имел 798 тысячи активных пользователей ежемесячно. А уже вскоре популярным инструментом связи в Китае станет WeChat, также созданный Tencent и выпущен в 2011 году. Таким же образом смартфоны вытеснят ПК как основное средство коммуникации.

Как отмечает Мэтью Бреннан, британец, работающий в Китае с 2004 года и является консультантом по вопросам китайских цифровых инноваций, адрес в Великобритании - это нечто вроде удостоверения личности.

Она нужна для регистрации во многих онлайн-услугах.

Однако в Китае приоритет имеют мобильные приложения и через них можно осуществить все свои онлайн-транзакции. WeChat или Alipay (от интернет-гиганта Alibaba) имеют много различных функций.

Вы можете записаться на встречу, заплатить за покупки и отправлять сообщения друзьям в пределах одной программы.

Скорость и присутствие

Чжун Линг, доцент кафедры экономики Высшей школы бизнеса Cheung Kong, считает, что WeChat хорошо вписывается в китайскую рабочую культуру. "Как платформа для обмена сообщениями приложение занимает меньше рабочего времени, чем электронная почта", - говорит она.

"Неформальность общения побуждает сразу отвечать на сообщения, является очень важным для менталитета и деловой среды Китая".

Чжун также отмечает, что границы между работой и личной жизнью в Китае более размыты. "Поэтому работодатели и менеджеры часто присылают рабочие запросы или задачи вне обычного рабочего времени и предпочитают не ждать следующего рабочего дня для незначительных ответов".

Она добавляет, что для разговоров, которые требуют нескольких циклов взаимодействия, WeChat быстрее, чем электронная почта.

Китайская корпоративная культура требует от работников быть постоянно на связи даже в нерабочее время

То, как устроена платформа коммуникации определяет, как мы общаемся, и следовательно, является тонкая, но заметная разница между Facebook, WhatsApp или WeChat. "На мгновенное сообщение ожидают быстрого ответа, и следовательно, даже если вы получите его в выходные, вам придется ответить".

В англоцентричных странах, например Великобритания, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, электронная почта сохранила этикет аналоговой переписки. Это приветствие "Уважаемый Х", официальное завершение письма "С наилучшими пожеланиями" и так далее.

Но во многих странах Азии предпочтение отдается мгновенному и неформальному обмену сообщениями.

Алан Кейси, партнер консалтинговой фирмы Prophet, которая имеет офисы в Азии, говорит, что многие страны в регионе "перескочили эпоху компьютеров и сразу перешли к мобильной связи".

Это привело к молниеносного распространения социальных платформ, таких как Facebook, WeChat, Line, KakaoTalk, Zalo и других ".

И для бизнеса

Платформы DingTalk от Alibaba и Lark от ByteDance, а также бизнес-версия WeChat - WeChat Work - предлагают расширенные функции для корпораций.

Это - обмен документами и редактирование онлайн, начисления заработной платы и высокий уровень конфиденциальности. DingTalk позволяет пользователям видеть в режиме реального времени, прочитали их сообщения, и если нет, послать дополнительное пуш-сообщения.

Бизнес Китай технологии

Приложения для бизнеса с дополнительными функциями также делают электронную почту ненужной

Конечно, это не означает, что китайцы вообще не пользуются электронкой. У многих есть имейл, но проверяют они его реже, чем их американские или европейские коллеги.

Одна из моих бывших студенток в Яншо, Лили Ван, была одной из немногих, кто оставил мне свой имейл. Мы общались некоторое время по электронной почте, но потом потеряли связь.

Теперь ей 30 лет, она живет в Гуандуне на юге Китая и работая в осветительной компании. Я нашел ее в WeChat пару лет назад, теперь мы общаемся в приложении.

Я спрашиваю ее, пользуется она по электронной почте. "Какой именно? - смеется она. - У меня было много: 163, 126 и MSN", - говорит она, имея в виду различных провайдеров.

Теперь она в основном пользуется WeChat и иногда QQ.

Ван, как и многих других китайцев, WeChat является неотъемлемой частью повседневной жизни, а электронная почта уже кажется пережитком прошлого.