Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему свободная экономическая зона на Донбассе - угроза для национальной безопасности

Почему свободная экономическая зона на Донбассе - угроза для национальной безопасности

Категорія: Головне, Економіка
Почему свободная экономическая зона на Донбассе - угроза для национальной безопасности "Поддерживаешь ли ты создание на Донбассе свободной экономической зоны?" Таков второй вопрос, по которому президент Владимир Зеленский хочет проконсультироваться с избирателями во время местных выборов.

В Офисе президента объяснили, что инициатива о свободной экономической зоне (СЭЗ) прежде всего касаться подконтрольных Киеву территорий, но не исключено, что ее расширят и на неподконтрольные.

"Специальный наиболее лояльный подход к налогообложению принципиально комфортные условия государственного надзора за бизнес-деятельностью могут существенно помочь украинскому Донбассу. Сначала свободному, а затем и освобожденному", - говорится в сообщении ОП.

По версии Офиса президента, целью СЭЗ должно стать "сшивание Донбасса", восстановление его инфраструктуры и быстрая реинтеграция к остальной Украине.

Впрочем, президент и его команда пока не объясняют, что именно будет делать власть, если большинство опрошенных граждан ответят утвердительно.

Чтобы предсказать, как такая инициатива будет работать на практике, не надо строить прогнозов. Ведь в Украине уже есть одна свободная экономическая зона на оккупированной территории - в Крыму.
 

Пример не из истории

Она была создана семь лет назад, в сентябре 2014 отдельным законом, - через полгода после аннексии Крыма Россией.

По этому закону СЭЗ "Крым" должен действовать 10 лет.

Тогда, объясняя для чего СЭЗ на территории, Украина де-факто не контролирует и против которой введены международные санкции, инициаторы закона говорили, что хотят обеспечить легальные основы для работы тех украинских предприятий, оставшихся в Крыму, или же для тех украинских предприятий, которые до сих пор ведут бизнес с Крымом.

По факту СЭЗ "Крым", а именно свободная таможенная зона, позволила массово ввозить в Крым, а оттуда - в Россию товары без пошлин, а также существенно упростила подачу электроэнергии на аннексированный полуостров.

Впоследствии, как говорит крымский экономист Юрий Смелянский, для тех, кто имел бизнес-интересы и активы в Крыму, все сложилось "хорошо".

"Используя нормы этого закона, украинские резиденты перерегистрировали свои предприятия как резиденты Российской Федерации, их активы продолжают работать, приносить прибыль, налоги платят оккупантам, и все в рамках закона", - объясняет он.

"Мы по сути создали ситуацию, которая поощряет экономический коллаборационизм, а это уже удар по национальной безопасности", - говорит Смелянский.

С другой стороны, СЭЗ усложняла жизнь тем украинским гражданам, которые остались в Крыму, но стали "нерезидентами", потому оказались по другую сторону таможенной границы.

Именно поэтому, например, переселенцы из "мирного" Крыма были вынуждены вывозить личные вещи по так называемым "списком туриста", тогда как переселенцы из Донбасса, где шли боевые действия, некоторое время могли беспрепятственно вывозить все, что могли и хотели взять с собой .

Да и сам, казалось бы, сугубо экономический закон, по факту узаконил границу с Крымом, который Украина называет своей территорией.

"Административная линия, разграничивает территорию Херсонской области и АРК Крым, а по сути является линией фронта, превратилась в государственную границу. Почему? Там работают пограничники, там работают таможенники, там другой таможенный режим. Там, где другой пограничный и таможенный режим, - граница государства", - объясняет Юрий Смелянский.

Против закона о СЭЗ в Крыму и до его принятия, и после выступали эксперты, общественные организации, крымские татары.

А в сентябре 2015 тогдашний министр экономики Абромавичюс признал: СЭЗ в Крыму является неэффективной из-за коррупции. СЭЗ в Крыму критиковали также в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий.

Осенью 2015 активисты начали "блокаду" Крыма с требованием отменить закон и саму СЭЗ, но этого так и не произошло.

Споры возобновились в 2018-м, когда в парламенте решили интегрировать отмену закона о СЭЗ в Крыму в закон о реинтеграции Донбасса. Но это так и не было учтено в окончательной версии закона.

Предложения отменить СЭЗ "Крым" были также после изменения состава парламента в 2019-м, но так же не нашли поддержки в Раде. Поэтому до сих пор в Крыму, который Россия считает своей территорией, и где все жители уже имеют российские паспорта, а предприятия платят налоги в российский бюджет, действует Украинская свободная экономическая зона.

Год блокады

СЭЗ - что это вообще такое и можно ли ее ввести после опроса?

Свободная экономическая зона - это часть территории страны, где действует другой таможенный или налоговый режим.

Это могут быть свободные производственные или научно-технические зоны, например, для стимулирования производства товаров и услуг на экспорт. Это могут быть порты, туристические или рекреационные зоны, зоны приграничной торговли и банковские (оффшорные) свободные зоны. Или как в Крыму, где работает свободная таможенная зона, а также не уплачиваются общегосударственные налоги и сборы.

Трудно представить, что из перечисленного может работать на Донбассе на решение конфликта, ведь именно конфликт на востоке Украины изначально стал одним из самых серьезных препятствий для инвестиций не только в этот регион, но и вообще в Украине.

Если же речь идет о неподконтрольных Киеву территориях, то с начала конфликта, а тем более после "национализации" предприятий "властью" самопровозглашенных ДНР и ЛНР, и государственные, и частные компании перевели, насколько это было возможно, и деятельность, и персонал на подконтрольные территории, где и платят налоги.

С другой стороны, стоит отметить, что еще с 1998-99 годов в Донецке, а также в Донецкой и Луганской областях на 30-60 лет были введены специальные экономические зоны и территории приоритетного развития со спецрежима налогообложения и инвестиций.

За 10 лет после их создания в Украине живо обсуждали их эффективность - еще задолго до начала конфликта на востоке критики всевозможных льготных режимов называли их "черными дырами" бюджета.

Есть еще один момент, касающийся возможности введения СЭЗ на Донбассе.

СЭЗ - это всегда о налоговых или таможенных льготах. Однако по Конституции, вопрос по налогам и бюджету нельзя решать на референдуме. Следовательно очевидно, что для законности такую  инициативу надо будет воплощать через отдельный закон, на принятие которого у монобольшинства может не хватить голосов.