Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Центр смещается в регионы

Центр смещается в регионы

Категория: Политика, Регион

Центр смещается в регионыНачатая еще в середине нулевых годов территориально-административная реформа в нашей стране предполагала реализацию новых подходов в системе местного самоуправления, обеспечивающих приближение к европейским нормам, уход от системы советов, берущей свое начало еще со времен 20-х годов прошлого века.


Однако с тех пор страна пережила три президентских каденции, но и при Ющенко, и при Януковиче, и во времена Порошенко, и сегодня уйти от «родимых пятен» нашей десятилетиями проросшей ментальности мы так и не смогли.

За пять лет работы депутатом Запорожского областного совета, руководителем постоянной комиссии по социальным вопросам и труду, мне пришлось вплотную столкнуться с реалиями украинской политической действительности на местном уровне. Поэтому могу с уверенностью и знанием дела утверждать, что пока реформы в системе местного самоуправления пробуксовывают.

 

Связано это, в первую очередь, не с организационными вопросами, а с образом мышления и наших власть имущих, и рядовых депутатов. А также с двуединой системой организации власти в регионе. С последнего тезиса и начну.

 

На уровне области наша власть делится на законодательную (депутатскую) и исполнительную вертикали. Эти две ветви власти должны уравновешивать друг друга. Однако зачастую всем руководит тот, кто имеет реальные (то есть финансовые) рычаги управления. И, несмотря на то, что бюджет области формируется волей депутатского корпуса путем голосования на сессии, больше рычагов у центральной вертикали – основные налоги с мест уходят в Киев, а затем в виде субвенций спускаются обратно на места.

 

Понятно, что если областной совет будет лоялен к представителю президента и Кабинета министров – губернатору, то и финансовые потоки сверху будут достаточными. Лояльность же эта заключается в том, чтобы формировать и корректировать областной бюджет в соответствии с киевскими «хотелками». Благо центральные офисы местных партий находятся в Киеве, а местные депутаты этих партий напрямую ему подчиняются.

 

Чтобы не быть голословным, приведу пример по Запорожскому областному совету. «Оппозиционный блок», «Блок Петра Порошенко», «Самопомощь», «Наш край», «Радикальная партия», «Батькивщина» – все эти политические силы, представленные в облсовете, не самостоятельные местные структуры, а руководимые из центра. Так сформирована политическая палитра у нас в области, так проголосовал избиратель на выборах 2015 года.

 

Люди просто не задумывались над тем, что отдают свои голоса не местным партиям, с которых и спросить можно здесь, а представительствам киевских структур. И то, что эти партии в облсовете представляют люди, проживающие в запорожском регионе, дела не меняет: партийная дисциплина гораздо важнее обязательств перед электоратом, потому что за партийное ослушание можно и депутатского мандата лишиться...

 

Единственной партией, которая в Запорожской области, по сути, и представляет интересы местной громады в течение всей депутатской каденции, является «Новая политика». Она не имеет зависимости от киевских партийных властей. Мало того, за спиной у депутатов «Новой политики» стоит системное градообразующее промышленное предприятие – АО «МОТОР СИЧ», представитель реального сектора украинской экономики. А трехуровневая система депутатского представительства – депутат Верховной Рады, депутаты областного и городского советов - позволяла комплексно решать многие вопросы в интересах запорожцев.

 

Суммирование бюджетов трех уровней позволяло концентрировать средства для решения многих важных вопросов. В первую очередь, в социальной сфере – образовании, здравоохранении, организации помощи ОСМД. Поэтому попадание таких партий, как «Новая политика», в любой уровень представительской власти уже в новом созыве – гарантия совершенствования и развития местного самоуправления, достойного представительства интересов своих избирателей.

 

Также я совершенно уверен, что депутатам областного совета нужно преодолеть свою «детскую болезнь» - боязнь ослушаться окрика из Офиса президента. Сегодня Украина подошла к такому рубежу, когда сохранение прежней системы унитарной власти для нас смерти подобно. Экономическая политика власти неэффективна, если она вообще существует. Система здравоохранения разваливается, наука находится в состоянии стагнации. Общество крайне разобщено по политическим мотивам, а центр принятия решений все больше смещается в регионы.

 

Поэтому вижу своей задачей, равно как и задачей всего депутатского корпуса следующего созыва после выборов 25 октября, формирование самодостаточной системы местного самоуправления в запорожском регионе. У нас для этого есть пока все – и кадры, и финансы, и организационные возможности.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ, депутат Запорожского областного совета

 

Источник Позиция