Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Голодомор. Как "Торгсин" убивал украинцев

Голодомор. Как "Торгсин" убивал украинцев

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство
Голодомор. Как "Торгсин" убивал украинцев Один из секретов СССР заключался в том, что сталинская индустриализация изначально представляла собой огромную авантюру, ведь государство, затеяло дорогой проект, а было банкротом.

Деньги, которые достались большевикам от Российской империи (примерно миллиард "царских" рублей), в 1919-1920 годах в основном инвестировали в "мировые революции" - неудачные коммунистические путчи в некоторых странах.

В госказне осталось 130 млн. рублей золотом - мизерная сумма для столь амбициозного проекта. Поэтому набрали кредитов в Германии, Англии, Польше, США, Италии, Франции и других странах. В декабре 1925 XIV съезд ВКП (б) объявил курс на индустриализацию.

Возвращать долги планировали экспортом сырья и продовольствия - преимущественно зерна. Проблемы начались в 1929-м, когда мировые цены на зерно обвалились на треть.

Продажа произведений искусства, которую вело Всесоюзное экспортное объединение "Антиквариат", давало в среднем 3 млн. рублей золотом ежегодно. Не хватит. Собственная добыча золота составляла 30 тонн чистого золота в год - около 40 млн. золотых рублей.

Кремль запаниковал: задолженность западным кредиторам подскочила с 420 млн. золотых рублей в конце 1926-го до 1,4 млрд в 1931-м. Если факт банкротства станет публичным, советской власти конец. Сталину с окружающими бежать некуда.

Роковое обстоятельство

В июне 1931-го, когда паника в Кремле достигла пика, советских людей стимулировали продавать государству золотые царские монеты. Приемными пунктами назначили магазины сети "Торгсин", открывшиеся год назад для обслуживания иностранных моряков и транзитных пассажиров.

За три месяца выдали новое разрешение: теперь можно получать валютные переводы из-за границы. Деньги выплачивал "Торгсин" (в рублях по невыгодному официальному курсу). Результаты оказались мизерными - в 1931 году "заработали" меньше 7 млн. золотых рублей.

В конце 1931-го власть прибегла еще к двум шагам: основала трест «Дальстрой», где зеки намывали золото, а также призвали население сдавать "золотой хлам" (при коммунизме золото потеряет ценность) в обмен на дефицитные товары "Торгсина", к которым ранее люди не имели доступа.

Первое большой выгоды не дало (1 тонна золота в год), зато вторая инициатива превзошла все ожидания, только первый квартал 1932 принес более 7 млн. золотых рублей. Причем 2/3 этой суммы - от сдачи населением колец, цепочек и тому подобное. Ведь в обычных магазинах хоть шаром покати.

Это обстоятельство стало поистине роковым: следующие шаги государство направляла на то, чтобы заставить людей нести в "Торгсин" все, что имеют, - для этого следует создать адские условия существования.

И создали: именно на голодные 1932-1933 годы пришлись наибольшие показатели "выполнение государственного плана" по золоту.

Тогда же колоссальными темпами появлялись новые «Торгсины»: если в мае 1932 их на всю Украину было 26, то в октябре 1933-го - 263.

Кто стоял в очереди

Значительная часть "Торгсина" располагалась в крупных городах. Ведь там жили владельцы драгоценностей из предыдущих лет: недавние нэпманы (нувориши первых советских лет), денежные врачи, адвокаты, дореволюционный средний класс, бывшие домовладельцы, чиновники и предприниматели.

Именно они в основном составляли очередь к "Торгсина". А также горожане скромного достатка. И крестьяне, которые могли воспользоваться "Торгсином" в соседнем городке, но ехали в большой город, там ассортимент лучше.

И обманывают меньше (в этом они ошибались).

Итак, человек вошел в "Торгсина". Сначала следует сдать драгоценности (кроме золота, с декабря 1932 принимали серебро, с 1933-го - бриллианты, с 1934-го - платину), то есть подойти к оценщику. Чаще всего он сидит в торговом зале, иногда - в отдельной комнате. В провинции оценщик, продавец и директор - одно лицо.

По цене лома

Оценщик определяет пробу золота (инструкция требовала не верить отпечаткам на предмете). Проверить, не подделка ли. Может вообще отказать. Но если клиент пожалуется, а экспертиза Госбанка подтвердит, что золото настоящее, оценщика накажут частью заработка. Поэтому он работает тщательно, очередь движется медленно.

Антиквариат - табакерки, броши, серьги, диадемы, колье, карманные часы и т.д. - принимали по цене лома, однако откладывали отдельно. Такой товар затем продавали иностранцам за большие деньги. За выявленный антиквариат оценщик получал премию.

Церковную утварь конфисковывали: ее считали собственностью государства, а сдатчика - вором.

Наконец оценщик выдает клиенту ярлык с номером. Теперь следует подойти к контроллеру, который проверит, правильно ли назначена цена. Тот выдает квитанцию, с которой в кассе дадут специальные деньги "Торгсина" - покупать можно только за них.

Те параллельные деньги - бумажные купоны с логотипом номиналу - имели срок действия (несколько месяцев) и географическое ограничение: их принимают только в том городе, где выдали. Если в магазине долгое время нет нужного товара, должен брать что попало.

Можно было продать "торгсиновские" деньги на черном рынке. Сделка выгодна: один рубль равнялся обычным 6 руб. 60 коп. Это официально. На руках - втрое дороже. А на пике голода - в десять раз.

Зато покупать их на черном рынке было рискованно из-за подделки. Ниоткуда появилось и множество фальшивых фунтов стерлингов.

Произвол

Несмотря на распространенный миф об "изобилии товаров" на полках "Торгсина", ассортимент заведений очень отличался. В больших городах - продовольствие, одежда, посуда, духи, предметы гигиены, грампластинки с джазом и танго, в провинции - только мука, крупа, сахар.

Но и городские магазины не были товарным раем. Типичная картина: свежего мяса, птицы, рыбы нет. Масло низкого качества. Сахар в грязных мешках. Макароны с тараканами. Озлобленный персонал, заставляют работать без выходных ("стране нужна валюта"), а после работы задерживают на политучебе.

Чтобы устроиться в "Торгсин", нужна была рекомендация двух членов партии.

Плюс тщательная проверка со стороны ОГПУ. И что, махлевали? Еще как! Обвешивали, воровали, самовольно повышали цены, прятали в карман какую-то золотую побрякушку, подпитывались тем, что должны были продавать, подделывали бухгалтерские документы (по перечню причин увольнения).

Создав крестьянам адские условия существования, власти отрицали это, перекладывая вину на "кулаков". Хотя кроме зарплаты они получали специальные продовольственные пайки.

Как подделывать отчетность, если функционеры ОГПУ нагло требуют отпускать им товары обычных рублях?

И не муку или крупы (эта публика имела продовольственные пайки и не нуждалась), а дорогие угощения для банкета: французский шоколад, конфеты, печенье, мармелад, а также алкоголь и сигареты. Случалось, секретари обкома во время шумного празднования дома присылали записки с приказом немедленно доставить им различные деликатесы.

Отказать? Завтра можно заработать партийный выговор или сесть по делу "троцкистов", "вредителей", "шпионов" (вариантов много).

Покупали в основном пищу

Покупатели жаловались, мол, дефицит продают при условии, что купишь "в нагрузку" еще и залежалый товар. Или дают сдачу обычными рублями.

Нередко продавец взвешивал на глаз - мол, не хватает полного комплекта гирь. Случалось, гири были на треть выпиленные изнутри. Не хватало оберточной бумаги.

Простые граждане покупали преимущественно муку и крупы. А как этого не было, то не было и очереди. Также спрос был на сахар и жиры.

Осенью 1932, в пик голода, 89% купленных товаров - еда. В первом квартале 1933 года - 94%.

Чем сильнее голод, тем более рискованным становился поход к "Торгсина". Беспризорные по 5-10 человек подстерегали того, кто выходил оттуда, выбивали из рук хлеб, могли вырвать из ушей серьги, сорвать шляпу - и наутек. Иногда разбивали витрину, хватали, что есть, и давали драпака.

Активизировались и профессиональные воры - заходили бы "посмотреть", но умудрялись что-то спрятать под одеждой. А карманные мастера вытаскивали кошельки у зевак.

Выгоднее экспорта

В течение голодного 1933 "Торгсины" высосали из людей драгоценностей на сумму, эквивалентную $ 57 млн. Цифра, по тем временам, астрономическая. Из них примерно $13,1 млн. дала Украина.

По подсчетам профессора Университета Северной Каролины Елены Осокин, продажи "Торгсина" были для Кремля важнее экспорта. Ведь золото скупали по ценам, ниже мировых, а товары на полках стоили дороже, чем за рубежом.

К примеру, в первом полугодии 1933 года "Торгсин" продал хлебофуражных продуктов на сумму более 39 млн. золотых рублей, а в случае экспорта выручка составила бы лишь 7,6 млн. золотых рублей. Вот почему было выгодно держать горожан голодными, а у крестьян забирать все до последнего зернышка.

То же касалось продажи текстиля, меха, обуви. Только соотношение с экспортом было не 5:1, как у зерна, а меньше - 3:1.

Вместе с тем, немало посетителей "Торгсина" со вспоминали о нем как о спасении. Ведь из трех возможностей - купить пуд муки в "Торгсине" за 3,60 рубля, у спекулянтов на рынке за 150 рублей или умереть от голода - первый вариант выглядел лучше.

«Торгсины» закрыли в феврале 1936-го. Иностранцы туда давно не приходили (дипломатов, иностранных инженеров, консультантов, физиков, химиков-коксовиков, которые работали на советских заводах, обслуживало другое объединение - "Инснаб"), а населению, которое выжило не стало чего нести.