Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кабмин: Украина в течение 5 лет не покупает российского газа

Кабмин: Украина в течение 5 лет не покупает российского газа

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство
Кабмин: Украина в течение 5 лет не покупает российского газа С 26 ноября 2015 года Украина не покупает российского газа. Голубое топливо поступает к нам по контрактам из стран ЕС.

Но не следует забывать, что 25 лет мы сидели на газовой игле России. Газ - это дорогой энергоресурс. Истории о дешевом газе - мифы, которыми в свое время мы фактически уничтожили собственную газодобычу. 25 лет в Украине был якобы дешевый газ, а на самом деле через государственный бюджет дотировали олигархические газовые компании. И каждую осень мы были под давлением шантажа российских властей в энергетических вопросах. Это делалось для того, чтобы Украина полностью привязать к российскому газу, потому что на этом строился огромный бизнес. На российском газе у нас возникали даже газовые короли и королевы.

И лишь в 2014 году мы начали избавляться от этой зависимости. Пришлось пройти непростой путь, и много вызовов ждут Украину впереди.

30 декабря 2019 года Украина и РФ договорились о транзите российского газа отечественной ГТС в течение пяти лет с возможностью продлить контракт еще на 10 лет. Соглашение предусматривает бронирование Газпромом мощностей для транзита объемом 65 млрд. кубометров в 2020 году и по 40 млрд. кубометров в 2021-2024-м.

Чтобы обеспечить транзит после 2019-го, стороны подписали определенные соглашения. А Россия тем временем пытается завершить строительство газопровода «Северный поток-2» для поставок газа в Европу в обход Украины. Украина выступает против строительства этого газопровода. Против также США, Польша и страны Балтии.
 
 

Конкурентный и открытый рынок

«Полная независимость от российского газа - пример успешной евроинтеграции Украины. Она помогла в трудные времена закрепить наше партнерство. И речь идет не только о газовой независимости от России, но и о наших достижениях евроинтеграционных реформ в энергетике. Эти изменения полезны для безопасности государства, его бюджета и каждого украинца», - убеждена вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.

Сейчас мы видим конкурентный, открытый рынок, трансформированную государственную компанию, которая полностью соответствует всем европейским стандартам. Это послужит гарантией энергетической независимости Украины. Ведь сейчас Европейский Союз как один из ключевых партнеров Украины рассматривает наш энергетический сектор как отвечающий самым высоким Энергостандартам.

«Да должны двигаться дальше. Ведь повестка дня европейских стран в этом направлении очень амбициозна. А Украина - часть общеевропейского рынка газа. И мы должны здесь показать свой потенциал в частности в реализации водородной стратегии и развития водородной экономики наших партнеров. Поэтому очень хорошо, что сейчас есть немалые достижения и победы, признанные миром. Но есть и немало вызовов, как «Северный поток-2». И здесь, я уверена, новая администрация США будет усиливать действия, направленные на противодействие этому политическому проекту. Перед нами большая и амбициозная задача: стать частью внутреннего рынка газа Евросоюза. Надеюсь, за следующие 5 лет мы справимся с поставленными вызовами», - отмечает чиновник.

Подробнее о том, что сделано на пути от зависимости от России к успешной евроинтеграции, рассказал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.

Он отметил, что события, которые произошли в 2014 году, когда команда Нафтогаза вместе с правительством и представителями ЕС совместно работала над большими путями диверсификации поставок газа, которые стали краеугольным камнем и заложили фундамент основных изменений.

2014-й: как это было

«В 2014 году у нас не было уверенности, что, открыв словацкий маршрут, достигнем успеха. Ведь это происходило очень трудно, были сложные переговоры, поиск компромисса. Ведь Украина хотела большего - мы хотели полных виртуальных потоков, а словацкие коллеги, ссылаясь на старое соглашение с Газпромом, нам отказывали. Поэтому мы долго искали компромисс и в конце концов его нашли. И постепенно он вырос до такого размера, что дал нам полностью отказаться от приобретения газа в России.

Это стало базой для дальнейших успехов. Стокгольмский арбитраж невозможно было бы выиграть без диверсификации и независимости от Газпрома. Ведь в прошлые годы Газпром имел собственные рычаги влияния и на руководство Украины, и Нафтогаза. Они надеялись, что, перекрыв нам газ, смогут дождаться, пока мы просто отзовем иски. Но этого не произошло, так как этот рычаг мы убрали. Рычаг постоянной необходимости политических договоренностей и уступок России»,
- вспоминает специалист.

Вторым важным моментом договоренностей 2014 стала смена парадигмы отношений Нафтогаза с Евросоюзом. Стало понятно, что и «идеальная картина», предлагаемая их руководством, не всегда полноценно отражает реальность и внедряется в жизнь. Итак, наши переговоры со словацкой стороной помогли заложить основы достижения для Украины приемлемых условий.

Они были достигнуты только с января 2020 года, ведь партнеры настаивали на отделении ГТС.
 
И оно состоялось в конце 2019-го, сертифицировано и успешно. Это позволило получить новый европейский транзитный контракт. А сейчас обеспечивает получение новых потоков газа из европейских направлений, в том числе и виртуальные. Проводят операции по замещению газа без его физического экспорта. Это по сути тот же импорт, но без дополнительных потерь. То есть с точки зрения рынка и работы оператора, это один из самых выгодных вариантов получения газа из Европы.

Поэтому период с 2014-го до конца 2019-го и началу 2020 года стало путем к полной интеграции Украины в европейский газовый рынок. Но перед правительством, независимым регулятором и Антимонопольным комитетом стоит три основные задачи.
 

Важные задачи

Во-первых, это гармонизация кодекса газотранспортной системы с европейским стандартом. Есть стандартный европейский кодекс ГТС. «Мы в свое время его перевели и предложили к рассмотрению. И очень надеемся, что его в ближайшее время примут. Он требует прежде всего от облгазов большего порядка. И его внедрение позволит увеличить объемы биржевой торговли», - отметил специалист.

Во-вторых, это полная отмена ПСО. Есть понимание, что сделать это относительно крупных энергогенерирующих предприятий будет нелегко, ведь они не генерируют достаточно прибыли, чтобы самим рассчитываться за газ. Однако, по словам Андрея Коболева, если настойчиво идти к этой цели, это станет возможным. Сделать такие предприятия сначала безубыточными, а затем вывести их на прибыльный уровень. И это позволило бы полностью отказаться от ПСО на рынке поставок газа для тепловой генерации.

В-третьих, должны провести полноценную реорганизацию в сегменте распределения газа. Нафтогаз сейчас не влияет на работу операторов ГТС, взаимодействуя только в формате «клиент - поставщик услуги». Следует проводить работу с облгазами и газсбытами. И такая полноценная реорганизация даст наконец возможность говорить, что каждый конечный потребитель получит все преимущества независимого, эффективного и конкурентного рынка природного газа»,
- отметил глава Нафтогаза.

Генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон отмечает, что сейчас Украина имеет положительный опыт внедрения межоператорских соглашений с Польшей, Венгрией, Словакией, Молдовой, Румынией и даже Россией, ведь они работают по общеевропейским принципам. И в течение 2020 доказали, что можно работать как качественный независимый европейский оператор.

«Мы внедрили несколько новых продуктов, это short haul и короткий транзит, что обеспечило закачки в украинские газовые хранилища рекордное количество топлива. Сейчас там около 27 млрд. кубометров. Большая часть, почти 10 млрд. кубов - газ нерезидентов. Это европейские компании, которые привезли на хранение такой большой объем газа. И это свидетельствует уровень доверия, который мы получили. А это миллиардные дополнительные доходы в государственных компаний, следовательно, и в госбюджет», - сказал он.

В следующем году запланировано поддержать переход на энергетические единицы. «В парламенте прорабатывают соответствующий законопроект. Это важный шаг, который обеспечит более глубокую интеграцию в европейский газовый рынок. Там давно торгуют газом в энергетических единицах».

Еще одна из ключевых задач для Оператора ГТС Украины - сотрудничество с Польшей и венгерским оператором для выхода в новый терминала в Хорватии, обеспечит Украине доступ к среднеазиатского газа через Трансбалканский газопровод.
 

Потребителя нужно защищать

«Новые возможности на рынке природного газа создают конкуренцию за потребителя и желание предложить ему лучшие сервисы. Поставщики создают новые продукты, которые отличаются ценой и периодами поставки, пытаются заинтересовать покупателей бонусами и привилегиями. Рынок развивается, поэтому сейчас есть около 300 поставщиков газа, - рассказала на брифинге член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Ольга Кривенко. - Мы видим, что цена на газ на нашем рынке отражает те цены, которые сейчас есть в Европе. И нашим потребителям к этому следует привыкнуть. А поставщики должны научиться действовать по правилам в рамках правового поля. Тогда потребитель будет выбор и будет защище», - сказала она.

Регулятор максимально упростил условия смены поставщика и сделал все возможное, чтобы сроки перехода были короткими. Сейчас для этого требуется минимальное количество документов, подавать которые можно онлайн. И не нужны никакие справки от предыдущих поставщиков. Поэтому и за собственную задолженность ответственность несет сам потребитель. А нового поставщика лишены прав требовать дополнительные справки, чтобы максимально упростить процедуру. Поэтому делают все возможное, чтобы украинский рынок газа стал как можно более привлекательным и для внутреннего потребителя, и для европейских партнеров.
 

Нам нужен транзит

Директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями ООО «Оператор ГТС Украины» Ольга Белькова отметила, что украинскую газотранспортную систему было построено именно для транспортировки. Поэтому транзит - единственный способ для ее оптимального использования.

«И никаким другим образом ее сегодня нельзя использовать оптимально. Около 80% доходов поступает из внешних источников: за счет транзита и трейдеров, которые работают с нами, чтобы преимущественно поставлять газ из России в ЕС», - сказала она и заметила, что если российские газовые проекты все-таки будет реализован, это станет для нас чрезвычайным вызовом. Как и для многих стран Центральной и Восточной Европы. Поэтому сейчас сверхзадача - оставить все как есть, то есть 80% финансирования из внешних доходов.

«Операционная способность ГТС такова, что без больших объемов транспортировки газа она не будет эффективной», - отметила специалист.

Украина всегда выполняла свои обязательства по транспортировке газа, даже в сложные 2014-2015 годы. И поэтому сейчас в Брюсселе и Берлине или Вашингтоне мнение единственное: энергетическая реформа в Украине состоялась удачно.

Но пришло время, когда Украина должна объяснить коллегам в этой отрасли нужна симметрия отношений. Определенных договоренностей удалось достичь даже с Россией. Но с Румынией, Словакией, Молдовой еще больший потенциал для согласований.

«Украинская ГТС должна получить базовое, а не запасную роль на европейском рынке газа. Ведь содержать следующие сверхбольшие мощности мы сможем, только активно интегрируясь в еврорынок природного газа», - считает специалист.

Нынешнее соглашение с Россией о транзите очень выгодна для Украины. А то, что мы впервые получили возможность сохранять европейский газ в наших хранилищах, - большое доверие к нам и признание действенности реформы. Хотя сейчас оператору следует выстоять против больших вызовов «Турецкого» и «Северного потоков». Но есть проблемы и внутри страны - долги внутреннего рынка. Они подрывают позиции оператора и мешают бороться против внешних вызовов.

Однако есть и потенциал. В мире сейчас широко обсуждают возможности применения биометана, других декарбонизованных газов, водорода. И Украина должна работать над этим потенциалом, чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать и эти возможности в интересах страны и конкретного потребителя.