Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Василий ХВОСТАК: «Депутатов отстранили от контроля над использованием бюджетных средств»

Василий ХВОСТАК: «Депутатов отстранили от контроля над использованием бюджетных средств»

Категорія: Політика, Регіон

Василий ХВОСТАК: «Депутатов отстранили от контроля над использованием бюджетных средств» Не за горами окончание каденции нынешнего созыва Запорожского областного совета. Его работа выпала на тяжелое для Украины время, а уходящий год вообще преподносил одни «сюрпризы». Из-за эпидемии коронавируса наш регион, как и все остальные, столкнулся с огромными трудностями самого разного характера - и все еще находится на стадии их преодоления. Впрочем, всегда хватало и хватает у местной власти и других не менее насущных проблем.


Пять лет фракцию партии «Новая политика» в Запорожском областном совете возглавляет Василий Хвостак. ПОЗИЦИЯ попросила депутата подвести итоги работы этой политической силы в облсовете.

 

- Василий Владимирович, как осуществлялись полномочия региональной власти в 2015-2020 годах? Какие основные черты характеризуют работу областного совета в данный период?

- Если сейчас оглянуться назад, без сомнений, каденция вышла очень насыщенной по разным параметрам. Многие проблемы нашему созыву удалось решить, некоторые еще находятся в стадии выполнения, что-то по разным причинам сделать пока не получилось. Одно могу сказать точно: за работу фракции «Новая политика» в областном совете мне не стыдно. Потому что ориентир у нее всегда был один – быть на передовой защиты интересов жителей региона.

 

Из того, что запомнилось более остального, – пожалуй, запуск медицинской реформы. И на начальной стадии своего внедрения она доставила всем нам немало хлопот, и уже сейчас, в период эпидемии, ее последствия аукаются запорожцам. К сожалению, эта сфера в нашем регионе оказалась не готова еще и к такому вызову, как коронавирус. При этом напомню, что «Новая политика» последовательно в течение всей каденции настаивала: на нужды медицины направлять не менее 25% областного бюджета. К нам, к сожалению, не прислушались.

 

Вместе с тем, депутаты фракции «Новая политика» приложили немало усилий к тому, чтобы фактически «выбить» для Запорожского автогенного завода лицензию на поставку кислорода в местные больницы. Простая логика: зачем нам бежать за помощью в другие регионы, если есть свое производство? Неоднократно обращались по этому поводу в Министерство здравоохранения, контактировали с ответственными лицами других ведомств – словом, постоянно держали руку на пульсе проблемы. И такая настойчивость принесла свои плоды: лицензия была получена, а медицинские учреждения обеспечены кислородом.

 

Не за горами также строительство кислородной станции, чтобы в Запорожской областной инфекционной больнице осуществлялся прямой подвод кислорода к койкам пациентов. Буквально на последней сессии областного совета мы с коллегами из других фракций подключились к этому процессу и приняли соответствующее решение. Также хочу отметить, что депутаты нашей фракции оказались те самым стабилизирующим звеном, которое не позволило состояться кризису власти в области около трех лет подряд.

 

- Чем закончилась эпопея с сохранением для региона такого объекта, как областной детский противотуберкулезный диспансер?

- «Новая политика» на протяжении трех лет лоббировала этот вопрос во многих инстанциях. Писали запросы и обращения, преодолевали юридические и другие препоны, убеждали коллег по облсовету и чиновников из Запорожской облгосадминистрации не допустить ликвидации этого медицинского учреждения. И таки добились результата: буквально месяц назад диспансер был открыт. Теперь уже новый созыв областного совета должен будет заниматься финансированием этого объекта и обеспечивать его дальнейшую непрерывную работу.

 

Кроме того, еще одной инициативой фракции «Новая политика» стало выделение средств на проект переноса здания судебно-медицинской экспертизы с улицы Чаривной (Шевченковский район Запорожья) на окраину города. Подобрали для него новое место, проработали все технические вопросы, но – вмешалась эпидемия, и в итоге все средства были брошены на спасение жизни людей в борьбе с ковидом. Надеюсь, что уже наши преемники доведут дело до логического завершения.

 

- Что касается в целом системы в образования в регионе: каково ее состояние?

- Сложно однозначно ответить на этот вопрос. В данной сфере также полным ходом идет реформа, грядет грандиозное сокращение учебных заведений, и от этого может пострадать вся страна. Если мы не хотим думать о будущем своих детей, давайте пустим все на самотек, но это подход не для государственников. Уничтожить систему просто, а вот восстановить ее будет гораздо тяжелее. То есть сейчас важно не допустить бездумных подходов в реформе образования – наша политическая сила на этом настаивала и настаивает. Надеюсь, центральная власть тоже хоть немного понимает, к каким последствиям может привести так называемая «реорганизация» системы образования.

 

- Василий Владимирович, вопросы децентрализации и организации местного самоуправления занимают все больше места в информационном пространстве страны. Безусловно, всех интересует, как будет дальше обустраиваться Украина, каким образом власть планирует контролировать процессы, которые происходят в глубинке, организацию громад. Прошедшие выборы показали, что инициативу на себя начинают перебирать общины и лидеры на местах...

- В этой каденции областного совета было немало моментов, связанных с децентрализацией. Например, в начале текущего года депутаты решили проверить, как работает Управление капитального строительства. Выезжали в районы и своими глазами видели, как отличается положение дел на бумаге и в действительности. Картина, прямо скажу, неприглядная. Показательно, что реализация депутатами своих фондов составляет 99,7%, а УКС осваивает 50-60% средств, то есть деньги возвращаются в бюджет. Почему так происходит? Кроме того, своими выездными мероприятиями мы фактически дублировали работу чиновников из ОГА, а это неправильно и неприемлемо.

 

Добавлю, что в первый год каденции областной совет проголосовал за делегирование некоторых ключевых своих функций государственной администрации. Аргументировалось это тем, что между сессиями облсовета оперативное руководство регионом и принятие решений могут осуществлять именно чиновники. И этот факт в результате повлиял на прозрачность формирования бюджета и его выполнение: депутаты не всегда могли контролировать происходящее на местах, целевым ли образом осваивались бюджетные средства... Надеюсь, что децентрализация в запорожском регионе в будущем будет проходить в другом формате. То есть когда появятся областные исполкомы, чтобы депутаты имели возможность «вести» процессы развития инфраструктуры от начала и до конца.

 

- На ваш взгляд, областной совет уходящего созыва был излишне «политизированным» органом власти?

- В какой-то степени да. В его состав входили восемь партий, и все концептуальные вопросы выносились на согласительный совет – руководителей самого облсовета и председателей фракций. Увы, именно политический окрас нередко играл решающую роль при голосованиях. Возможно, для Верховной Рады это и приемлемый формат, но нужно ли такое на местах, соответствует ли интересам местной громады? Впрочем, был и позитивный момент: мы добились организации президиума, в который входят руководители комиссий, знающие ситуацию в своих сферах. И этот орган, в отличие от согласительного совета, был более компетентным, объективным и продуктивным.

 

Упомяну о еще одном аспекте. Фракция «Новой политики» настаивала на том, чтобы ежегодный план социально-экономического развития Запорожской области соотносился с бюджетом. К сожалению, ни наши предшественники, ни мы так и не смогли добиться, чтобы эти два пункта кореллировались между собой. Ведь что такое план? Это задачи, декларация о намерениях, а смета – инструмент их выполнения. Так вот, ОГА бюджетом распоряжалась в ручном режиме. Как финансист могу сказать, что это худшая система, потому что не гарантирует достижения результатов.

 

Чтобы не было нецелевого использования средств, план и бюджет должны друг другу соответствовать. Мы этот вопрос поднимали неоднократно, но понимания у коллег из других фракций не нашли. Тут все просто: для чиновников и исполнителей действующая система удобна – ведь тогда от них зависит буквально все.

 

- Василий Владимирович, и напоследок: как должна быть организована работа облсовета следующего созыва? Какие задачи и вызовы, на ваш взгляд, будут стоять перед ним, с какими сложностями столкнутся депутаты?

- Главной проблемой для них станет отсутствие управленческого опыта и понимания основных процессов. Молодым депутатам придется долго вникать в них, разбираться во всех тонкостях и хитросплетениях. Но как это отразится на Запорожской области, у которой как раз запаса времени нет? 250 миллионов гривен составляет дефицит бюджета в регионе – такого еще не было никогда! Однако крайне важно, чтобы при любых обстоятельствах была сохранена социальная сфера – это приоритет №1. То есть в первую очередь необходимо уделять внимание медицине и образованию, и только потом - инфраструктуре. Это наши реалии, и перестраиваться сегодня было бы проявлением безответственности.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция