Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Верховная Рада одобрила пакет о поддержке бизнеса. Кто и сколько получит?

Верховная Рада одобрила пакет о поддержке бизнеса. Кто и сколько получит?

Категорія: Головне, Економіка
Верховная Рада одобрила пакет о поддержке бизнеса. Кто и сколько получит?  Верховная Рада проголосовала за пакет мер, инициированных президентом Зеленским, которые должны помочь бизнесу пережить карантин.

Он состоит из трех законов, изменяющих закон О социальном обеспечении, а также Налоговый кодекс и закон О бюджете на 2020 год.

Все законопроекты рассматривали по сокращенной процедуре и, фактически, одобрили конституционным большинством, - они набирали от 297 до 305 голосов "за".

Несмотря на то, что некоторые правки в законы были озвучены только во время рассмотрения в сессионном зале, все они будут немедленно подписаны спикером парламента, чтобы документы могли как можно скорее поступить на подпись президенту.

Президентские инициативы распространяются не только на отдельных граждан - предпринимателей и наемных работников, но и на юридических лиц, которые могут пострадать из-за нового карантина.

Речь идет об определенных налоговых послаблениях, в частности, о налоговых каникулах для ФЛП I группы и списания налоговых долгов до 3060 грн, а также о возможности получить единовременное пособие в 8000 грн.

Однако есть и несколько ограничений относительно того, кто может получить эту поддержку.

За помощью от государства могут обращаться только "застрахованные лица", то есть те, кто получает зарплаты не "в конвертах" и платит налоги в том числе и ЕСВ (единый социальный взнос).

Поддержка (кроме налоговых льгот) будет действовать "в период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий", то есть только во время карантина. Впоследствии министерство экономики в своем сообщении уточнило, что программы поддержки введут в действие "в случае введения жесткого карантина".

На нее могут рассчитывать те предприниматели, основной сферой деятельности которых является именно тот бизнес, который более всего пострадает от ограничений.

В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль, представляя законы в парламенте, заявил о вероятности того, что правительство воздержится от введения жесткого карантина до конца этого года, и, очевидно, введет его уже в начале следующего года.

Кроме того, единовременное пособие предлагается финансировать из Коронавирусного фонда, а он действует только до конца года. Поэтому после принятия законов в предпринимателей и государства менее месяца, чтобы оформить, выплатить и получить помощь.

Впрочем, как заявил заместитель председателя фракции Слуга народа Александр Корниенко, депутаты надеются, что "правительство сможет организовать первую партию выплат до нового года". А глава комитета по социальной политике Галина Третьякова, которая также представляет Слугу народа, заявила, что помощь для бизнеса продолжат и в 2021 году, не уточняя, как именно.

Без четкого ответа остался и вопрос, сколько все это будет стоить и хватит ли в бюджете денег, чтобы профинансировать пакет и покрыть недостаток средств через временные налоговые льготы.

Кто и сколько получит? 

Согласно закону О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования, один раз за материальной помощью могут обращаться:

  • наемные работники тех предприятий, которые временно прекратили работать из-за карантина,
  • физические лица-предприниматели (ФЛП), экономическая деятельность которых подпадает под такие меры, в связи с потерей ими части доходов,
  • субъекты хозяйствования для сохранения рабочих мест, чтобы выплаты наемным работникам единовременную материальную помощь во время карантина,
  • юридические лица, чтобы возместить расходы на уплату ЕСВ.
 
Помощь для наемных работников и предпринимателей составляет 8000 гривен.

Если же за помощью обращается работодатель, то компенсация будет "в рамках" 8000 на одного работника и рассчитывается "пропорционально рабочему времени работника, сокращенному или запланированному сократить".

Чтобы получить помощь, работники и предприниматели должны написать заявление через государственный портал электронных услуг ("Дiя") и указать персональные данные и счет, на который необходимо перевести средства.

А работодатели должны подавать заявление на получение единовременного пособия для работников в местный центр занятости.

Несколько «но»

Казалось бы, все просто. Но чтобы получить 8000 помощи, и наемные работники, и их работодатели, и ФОПы должны отвечать ряду критериев.

Работник, ООО или юридическое лицо должны еще по состоянию на 31 октября 2020 принадлежать к той сфере деятельности, на которую влияют карантине ограничения (например, сфера общественного питания, развлечений, обслуживание). И этот перечень будет определяться правительством.

Наемный работник не сможет получить помощь, если предприятие не платило за него ЕСВ хотя бы за третий квартал этого года. Если в июле-сентябре человек не работал или работал неофициально, помощи он не получит. Так же на помощь не могут претендовать те, кто работают по совместительству или имеют зарплату более чем 30 000 грн в месяц.

В конце осени ФОПы провели несколько акций протеста и добились отсрочки введения обязательной фиксации своих операций через кассовые аппараты. 

Для ФЛП также есть свое ограничение. Они не смогут получить помощь, если зарегистрировались менее, чем три месяца до того, как закон вступит в силу, или же платили ЕСВ меньше, чем три месяца, или прекратили деятельность до того, как закон вступил в силу.

Помощи также не будет, если они одновременно являются еще и наемными работниками.

Ограничения по основной сфере деятельности, а также работы и уплаты ЕСВ по крайней мере в третьем квартале этого года касается и юридических лиц, которые хотят обратиться за помощью.

А вот чтобы получить компенсацию на ЕСВ, работодатель должен обратиться в налоговую, где он стоит на учете в качестве налогоплательщика.

Сумма компенсации будет рассчитываться как одна десятая от ЕСВ, уплаченного за 10 месяцев до того, как закон вступил в силу. А форму заявления на такую ​​компенсацию и порядок ее получения будет определять правительство.

Рассчитывать на помощь не стоит, если субъект имел задолженность по уплате ЕСВ.

Дополнительная помощь

Кроме материальной помощи, бизнес получит и некоторые льготы и послабления.  Кроме материальной помощи, бизнес получит и некоторые административные и налоговые льготы

Кроме единовременного пособия, жизнь бизнеса во время карантина должны облегчить следующие мероприятия:

  • возможность продлить аренду государственного или коммунального имущества в месяц после завершения карантина, если какой-то бизнес приостановил работать из-за карантина, а срок аренды для них завершился именно во время карантина,
  • запрещено взимать арендную плату по договорам аренды государственного и коммунального имущества, если деятельность какого-то бизнеса была запрещена на время карантина,
  • Не будут анулироваться лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками в случае несвоевременной уплаты лицензиатами очередного платежа за лицензии "во время действия карантина и после его окончания",
  • время, когда застрахованное лицо получало пособие по частичной безработице, включать в страховой стаж лица.
 

Где взять деньги?

Авторы закона О социальной поддержке (№4429), которым и вводится карантинная помощь бизнесу, признают, что все эти выплаты "потребуют дополнительных расходов государственного бюджета".

Однако уже в законе Об изменениях в бюджет 2020 (№4431), который определяет, как будут финансироваться эти выплаты, говорится, что дополнительных бюджетных средств не нужно, а соответствующие расходы будут возможны благодаря тому, что расширят перечень направлений использования средств коронавирусного фонда, а его расходы перераспределят. Следовательно, все это не потребует дополнительных расходов бюджета.

Вместе с тем, даже в профильном комитете парламента в выводах к законопроекту отметили, что "в настоящее время средства фонда COVID-19 полностью распределены".

А в Главном научно-экспертном управлении Рады обращают внимание: несмотря на то, что законы о поддержке бизнеса непосредственно касающиеся бюджета есть, точных расчетов, сколько это будет стоить, нет.

С дефицитом в 100 млрд грн на конец года найти в бюджете средства на поддержку бизнеса будет трудно

Как заявил в интервью ВВС News Украина министр финансов Сергей Марченко, найти средства будет трудно, но возможно:

"Законодательно и технически средства мы можем найти. Вопрос, который возникает и будет возникать, это вопрос ликвидности казначейского счета и возможности подкрепить соответствующими налогами или другими источниками финансирования этих расходов".

По словам министра, в коронавирусном фонде неиспользованными остаются около 20 млрд грн.

В то же время, как сообщил во время представления законов в парламенте премьер-министр Денис Шмыгаль, по предварительным оценкам, только выплата единовременного пособия может "потянуть" на 10 млрд грн. Другие благотворительные шаги будут стоить еще больше -  35 млрд. грн.

С другой стороны, в начале ноября одобрены изменения в бюджет, по которым в коронавирусном фонде может появиться специальная часть, которая будет наполняться средствами от урегулирования долговой проблемы "Укрнафты". Об этих же средства вспомнил министр финансов:

"Есть законопроект (уже вступил в силу как закон), который предусматривал дополнительные поступления в более 10 млрд грн в ковидный фонд. Мы на эти средства рассчитываем до конца года, и это является дополнительным источником, до сих пор не учтено в бюджете. И есть надежда, что этим источником мы сможем закрыть этот вопрос", - заявил Марченко.

Но в целом, как подчеркнул министр, речь идет исключительно о расходах из бюджета этого года. Поэтому получается, что единовременное пособие для бизнеса должно быть "освоено" менее, чем за месяц.

"В бюджете следующего года такие расходы мы не предусматриваем. Есть ковидный фонд (который может действовать до 31 декабря 2020 года), А это значит, что речь идет об год", - заявил чиновник.

К чисто финансовым проблемам следует добавить и опасения относительно того, сможет ли правительство "в недельный срок" приняли все необходимые подзаконные акты, а предприниматели - обратиться за помощью и получить ее за месяц, оставшийся до нового года.

К тому же, как отмечают в научно-экспертном управлении Рады, надо учитывать, что "не все застрахованные лица имеют банковские счета", на которые выплачивается пособие. А некоторым работникам, особенно пенсионного возраста, может быть трудно подать заявку на помощь в электронной форме.

Прощение долгов и налоговые каникулы

Чтобы получить карантинную помощь, бизнес не должен работать "в тени". Кроме единовременного пособия, бизнес может рассчитывать и на определенные налоговые послабления.

Они изложены в еще одном законе из пакета (№4430), предусматривающий изменения в Налоговый кодекс.

Прежде всего, речь идет о том, что единовременное пособие, которую будут получать работники и предприниматели, не будет облагаться налогом, а те, кто ее получил, будут занесены в отдельный реестр.

Плательщики единого налога (упрощенцы) и группы освобождены от его уплаты с декабря этого года до мая следующего. Поэтому в ФЛП I группы - а таких, по словам премьера, около 200 000 - будут иметь полугодовые налоговые каникулы.

При этом этот период зачислят в страховой стаж.

Предусматривается списание или отсрочка в уплате налогов и налоговых долгов:

  • сумма налогового долга налогоплательщика, по которой не применяются штрафные санкции, увеличивается с 60 (1020 грн) до 180 (3060 грн) необлагаемых минимумов,
  • откладывается до 29 декабря 2021 погашения налогового долга налогоплательщиков - физических лиц, если их налоговый долг на 1 декабря 2020 составляет 6800 грн,
  • списывается налоговый долг (в частности, штрафные санкции и пеня) налогоплательщиков, не превышает 3060 грн по состоянию на 1 ноября 2020 года, его спишут автоматически,
  • списываются штрафные санкции и пеня, начисленные на налоговый долг, возникший по состоянию на 1 ноября 2020 года, если в течение полугода от закона о социальной поддержке на время карантина предприниматель уплатит этот долг и текущие налоги,
  • удлиняются на три месяца сроки для списания единого социального взноса для так называемых "спящих ФЛП".
 

Что и кому это дает? 


Инициаторы налоговых изменений считают, что они позволят "поддержать налогоплательщиков, несут потери вследствие установления по решению правительства ограничительных противоэпидемических мероприятий".

При этом, по оценкам, содержащимся в материалах, представленных вместе с законопроектамы, списание налогового долга касаться 4 млн должников, которым "простят" 1,3 млрд. грн долгов.

Отсрочка уплаты налогового долга на сумму меньше 6800 грн - это еще около 310 млн грн.

Списание штрафных санкций в случае уплаты основной суммы налогового долга за пол года оценивается в 12 млрд грн.

Все это, по мнению научно-экспертного управления, может негативно повлиять на объемы бюджетных поступлений следующего года. При этом компенсаторов этих потерь в законе не предусмотрено.

Например, из-за того, что упрощенцы I группы смогут не платить налоги в течение полугода (а не только во время карантина), однозначно приведет к "проседание" местных бюджетов, но о дополнительных дотации для них из государственного бюджета не идет.

Так же без источников покрытия останутся и платежи, которые недополучит и без того дефицитный Пенсионный фонд.

Но это, очевидно, будет уже делом бюджета 2021, который пока так же не прошел окончательное утверждение в парламенте.