Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Александр ГОЛОВКО: «Город был бы во многом другим...»

Александр ГОЛОВКО: «Город был бы во многом другим...»

Категория: Позиция » Cтатьи » Регион

Александр ГОЛОВКО: «Город был бы во многом другим...» 18 января президенту Запорожской областной федерации работодателей и Запорожского областного союза промышленников и предпринимателей «Потенциал» Александру Степановичу Головко исполнилось 70 лет. В 1992-2000 годах он был городским головой Запорожья (с 1994-го – первым всенародно избранным градоначальником). Накануне «круглой» даты читатели «ПОЗИЦИИ» попросили ответить его на ряд вопросов.  

 

- Александр Степанович, «Потенциал», в состав которой входит Запорожская областная федерация работодателей, ведут свою уставную деятельность открыто и прозрачно. И все же далеко не все наши земляки знают, чем занимаются обе эти общественные организации, что между ними общего и чем они друг от друга отличаются. Какова реальная польза от них деловым кругам региона, да и каждому запорожцу в отдельности?

- Федерация работодателей объединяет большинство зарегистрированных в нашей области субъектов предпринимательской деятельности, которые дают работу лицам наемного труда. Это и гиганты индустрии – такие как АО «МОТОР СИЧ», ОАО «МК «Запорожсталь», физические лица-предприниматели – рестораторы, владельцы автозаправок, торговых точек, магазинов и т.п.

Работа федерации строится по принципу отраслевых Рад. Есть Рады предпринимателей, аграриев, строителей, металлургов, по вопросам экологии, экономики, медицины, культуры и туризма, образования и науки. Их общая задача, кроме создания рабочих мест, - активное участие в разработке законодательных актов, взаимодействие с Верховной Радой, Кабинетом министров, Офисом президента Украины. Особый упор – на юридическую защиту и правовое сопровождение предпринимателей. Бизнес – и особенно малый – нуждается в квалифицированной системной защите.


Что касается Запорожского областного союза промышленников и предпринимателей, то он является структурной единицей Украинского союза промышленников и предпринимателей. Его создатель и руководитель Анатолий Кинах (в прошлом премьер-министр нашей страны) – один из наиболее известных и авторитетных государственных деятелей.

 

ЗОФР, в свою очередь, входит в состав Федерации работодателей Украины, руководит которой Дмитрий Олейник, председатель Всеукраинского объединения организаций работодателей «Федерация работодателей стеклянной промышленности». ЗОФР является подписантом трехсторонних соглашений между областной исполнительной властью, работодателями и профессиональными союзами, которыми регулируются условия труда и уровень заработной платы во всех отраслях народного хозяйства, представленных в запорожском регионе. И областная Федерация работодателей, и областной Союз промышленников и предпринимателей – это структуры гражданского общества, обладающие немалым положительным влиянием на законодательную и исполнительную ветви власти на всех ее «этажах» – от объединенных территориальных громад и районных советов до областного совета и облгосадминистрации.

 

- Многие запорожцы до сих пор сожалеют о том, что вам не дали доработать до конца второй мэрской каденции – фактически вынудили уйти, хотя с чисто процедурной точки зрения досрочная отставка выглядит как «добровольная». Можете подробнее рассказать о том, какие проекты социально-экономического и культурного развития нашего города перечеркнула та давняя «охота на Головко»?

- Проблема ведь не во мне лично. А в том, что вместе со мной ушла практически вся тогдашняя команда профессионалов-управленцев, владевшая ситуацией и нацеленная на вполне конкретную, четко просчитаннуюперспективу. Хотя люди ушли не в пустоту – их охотно трудоустроили вне стен горисполкома.

 

К сожалению, наши сменщики не сочли нужным воплощать в жизнь официально утвержденную прежде концепцию развития областного центра. Например, была свернута программа «Проспект». Она, среди прочего, предусматривала масштабную реставрацию фасадов конструктивистских зданий 1920-1930-х годов и послевоенных «сталинок», возобновление аутентичных дворов – в них изначально были даже фонтаны! Имелись планы приведения в порядок старой части города.

 

Планировалось расширить проезжую часть улицы 40 лет Советской Украины (ныне - Независимой Украины), а на ее выходе к зданию областного УВД (теперь Национальной полиции) начать строительство еще одной дамбы со встречными полосами движения автотранспорта – параллельной той, что уже существует. Выходила бы эта новая дамба на улицу Гоголя. Фактически центр города получил бы вторую центральную магистраль и, соответственно, заметное смягчение транспортных проблем!

 

Предусматривалось также связать удобными транспортными коридорами административные здания горсовета и облсовета/облгосадминистрации с Набережной, где были бы соответственные развязки, въезды-выезды. Там, где сейчас высятся так называемые «Часы влюбленных», должен был стоять памятник Тарасу Шевченко. Фонтаны были бы рельефными, с водопадами – «Реве та стогне Дніпр широкий»! В этом же национальном стиле предполагалось развивать бульвар дальше вниз. И эту идею тоже «похоронили». Хорошо это или нет, оценивать не мне... И все же: сильно украсили город две модерновые башни-близнецы, закрывшие вид на Хортицу? Бульвар теперь словно «закупорен» с обеих сторон.


Но хуже всего то, что на корню зарубили наше тогдашнее видение того, где быть новому мосту через Днепр и почему. Мы боролись за новый автомобильно-железнодорожный мостовой переход южнее острова, с выведением обоих транспортных потоков в район Песков и поселка Нижняя Хортица. Новый мост принял бы на себя товарные и пассажирские поезда, идущие из Кривбасса на Донбасс, на север и в Крым. Ну и в обратном направлении, конечно. Разгрузил бы Набережную магистраль, убрал с нее грузовой транспорт. В объезд центральных городских районов устремился бы основной поток транзитного большегрузного транспорта. Благодаря этому по верхнему (железнодорожному) ярусу мостов Преображенского мы смогли бы пустить, кроме электричек, скоростной трамвай. Таким образом, транспортные проблемы Хортицкого района были бы давно решены.

 

Кроме того, снизилась бы экологическая нагрузка на Запорожье, особенно на его центральные кварталы. Город стал бы развиваться главным образом в южном направлении. Мощный импульс получила бы инфраструктура территорий, прилегающих к трассе Хортицкий район – село Бабурка – поселок Нижняя Хортица. По сути, это райский уголок, почти курорт.

Кроме того, разработанная и утвержденная нашей командой концепция перспективного социально-экономического развития Запорожья предполагала цивилизованную застройку Набережной. Не такую, какой ее сделали потом. Все то, что по правую руку, - зона отдыха и развлечений: пляжи, тенистые рощи, яхт-клубы, причалы, кафе, рестораны, аквапарки и т.п. Все, что слева – в основном низкоэтажная коттеджная застройка со своей инфраструктурой, спортивные объекты. Увы! Теперь в устье магистралей, ведущих из старой части к Днепру, сплошные гипермаркеты, многоосные фуры, автостоянки. На мой взгляд, все это не только ошибочно, но и чревато в обозримом завтра самыми неприятными последствиями.

 

- Неужели ничего исправить уже нельзя?

- Концептуально, наверное, нет. Разве что в частностях. Это касается реконструкции фасадов, восстановления первоначального облика некоторых дворов. На ряде участков еще можно предотвратить уродование Набережной. Не исключено, что однажды жизнь заставит вернуться к превращению улицы Независимой Украины во вторую главную транспортную магистраль. Однако слишком многое безвозвратно упущено. Реальность и подходы к ней изменились в корне. И потом, для успешной реализации масштабных проектов развития нужны не только большие бюджетные деньги (их все меньше и меньше), но и руководящие кадры, которые эти проекты продвигают как свои кровные, нужны высококлассные специалисты.

 

А у нас теперь на первом плане – грызня за контроль над финансовыми потоками и за руководящие должности. Что, в сущности, одно и то же. К сожалению, это касается и органов местного самоуправления. Между тем, «канализация партийной принадлежности не имеет». Если господа депутаты из противоборствующих фракций уразумеют эту азбучную истину, жить всем нам станет хоть немного, но лучше и веселей.

 

- Общаетесь ли вы со своими преемниками на посту городского головы? Кроме Александра Поляка, их было трое – Евгений Карташов, Александр Син и нынешний мэр Владимир Буряк. Син так вообще ваш бывший подчиненный. Как складывались взаимоотношения с ними? Нуждались ли они в ваших консультациях, советах?

- Общался и общаюсь с каждым преемником. Мне ведь небезразлично, что происходит в Запорожье. Каждый из них – по-своему сильная, яркая личность. Особенно предметно взаимодействовал с Евгением Григорьевичем и Александром Ченсановичем. Но в своем нынешнем статусе я могу лишь предлагать. Реальное решение того или иного вопроса – в ведении действующего городского головы. По поводу Сина скажу так: у него как управленца - мощный личностный потенциал, однако в силу чисто политических обстоятельств ему, увы, не удалось раскрыть его в полной мере.

 

С Владимиром Буряком у меня, как мне представляется, немало общего. Мы оба пришли во власть непосредственно с производства, из промышленности. Ни он, ни я никогда прежде не работали ни в партийном аппарате, ни в советских органах. Мне импонирует его прагматичный взгляд на действительность. Нравится, как при действующем мэре решаются транспортные проблемы, как организована работа коммунальных предприятий. Появились объекты с крупными инвестициями – тот же международный аэропорт «Запорожье», многострадальные мосты. При этом моя принципиальная позиция – не давать развернутых оценок деятельности тех, кто стал мэром после меня.

 

- Можно ли сделать что-то полезное для нашего города, не слишком глубоко запуская руку в его бюджет?

- Думаю, да. Например, внедрить опыт немецкого города-партнера Оберхаузена по сбору и переработке вторсырья и бытовых отходов. В точности скопировать их «фишки» едва ли удастся (менталитет другой), но вот построить мусороперерабатывающие заводы, которые превращают отбросы в тепло и электричество, мы вполне могли бы. У немцев вообще ничего не пропадает зря – любая ветхая тряпка идет в дело. Там этим занимаются целые подземные цеха. Вот представьте себе: во дворе из земли наружу торчит труба, местные жители бросают туда поношенную одежду, обувь. А под землей – мастерская, изготовляет всякую всячину – кожаные сумки, портмоне и прочее. Доход невелик, но все же.

Я вообще удивляюсь, почему у нас фактически свернули сотрудничество с городами-побратимами Лахти (Финляндия), Линц (Австрия), Бельфор (Франция). И это при конституционно закрепленном государственном курсе на евроинтеграцию. Но туда надобно ездить не праздным туристом за казенный счет, а перенимать положительный опыт, учиться. Как говорил декоммунизированный ныне классик, «учиться, учиться и еще раз учиться». Лично я очень многому научился в Оберхаузене. Рад, что именно мне четверть века тому назад выпала честь представлять наш город на открытии там площади Запорожской (Saporoshje-Platz).

 

- Спасибо, Александр Степанович, за интересную беседу. За рамками ее газетной версии осталось еще много эксклюзивного материала. Поэтому надеемся, что вы и в дальнейшем будете находить возможность поделиться с земляками размышлениями «о времени и о себе». Ну и, конечно, поздравляем с 70-летием и желаем не только здоровья, благополучия, успехов в общественной работе, но и уважительного отношения к вашим советам и рекомендациям со стороны нынешних власть предержащих.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ
 

Источник Позиция

 

Скорее подписывайтесь на наш Telegram-канал — Позиция