Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Цена на газ – «из воздуха»: за что платят запорожцы?

Цена на газ – «из воздуха»: за что платят запорожцы?

Категория: Позиция » Cтатьи » Регион

Цена на газ – «из воздуха»: за что платят запорожцы?31 марта в Украине завершается действие так называемой правительственной цены на газ в сумме 6,99 гривны за один кубометр ресурса. Нужно сказать, что и эта опущенная с «барского плеча» тарификация не устраивала многих граждан, а что будет с ней теперь? На днях поставщики опубликовали обновленные прайсы на свои услуги. Многие оставили в силе цену в 6,99 грн, где-то она незначительно уменьшилась, но местами и подросла до почти 9 грн.

 

Мы уже далеко не в первый раз поднимаем тему анбандлинга газовой сферы. Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина обязалась перейти на условия Европейских энергетических хартий. А они предусматривают четкое разделение отрасли на три «суверенные» составляющие: добычу газа, его транспортировку и поставку, а также потребление и оплату. Наше правительство рапортует о том, что все эти стандарты соблюдены, но на самом деле произошла всего лишь имитация анбандлинга.

 

Закон – в сторону

Специалисты утверждают, что по факту у нас состоялось не разделение, а новый передел энергетического рынка. Олигархические кланы распределили ресурс по своим монополиям: кто-то «присел» на добычу, другой занимается транспортировкой, третий распределяет. Просто договорились между собой, и никто из них не в убытке. Почему это стало возможным? Потому что мы говорим об энергетическом рынке при... его отсутствии.

 

Баланс рынка должен формироваться по единым правилам и стандартам. Не может быть отдельно рынка газа, электроэнергии или ЖКХ, должен быть единый рынок энергоресурсов и ЖКХ. И первичное в нем – формирование общегосударственного сводного энергетического баланса: важно понимать, сколько в стране добывается ресурсов, сколько транспортируется и по какой цене, а также количество потребленных ресурсов. И при этом рынок следит за тем, чтобы не был нарушен техническо-технологический регламент. Речь, в частности, идет об учете «проходимости» всех ресурсов от их добычи до потребителя, то есть строгий контроль по всей территории Украины.

 

Как вы понимаете, с этим в стране напряженка, и потому никто из простых смертных не ведает, сколько и чего добывается в государстве в действительности. А цена на ресурсы год от года только растет, и это, само собой, приводит к тому, что по Украине прокатываются волны протестов по поводу несправедливых с точки зрения населения тарифов. И чем дальше, тем более массовыми и отчаянными такие акции становятся.

 

Например, какое отношение региональные операторы газа имеют к нему как к природному ресурсу, есть ли он у них на балансе? И оказывается, что нет. По сути, операторы выступают или в качестве транспортировщиков или распределителей, за что и получают деньги. Тогда на каком основании представители компаний отключают потребителей от голубого топлива (которое, кстати, по Конституции принадлежит самим гражданам). Они просто не имеют на это права по закону.

 

Дикость полная

Еще один пункт - узлы учета поставленного газа. На сегодняшний день региональные операторы имеют право их устанавливать и контролировать, но это противоречит прозрачности рынка: на деле получается очередная монополия. Кто дал операторам право арендовать внутренние сети низкого давления? Есть ли у них документация на эти самые внутренние сети? И если да, то на каком основании?

 

Вот вам история из жизни: один из сельсоветов Запорожской области еще в начале 1990-х годов сам, за свои деньги, проложил газовые трубы и полностью газифицировал населенный пункт. И вот накануне наступления зимы сюда приехали представители «Запорожгаза» и говорят: ресурс не подадим, пока не отдадите проектно-сметную документацию на сети. Сначала глава сельсовета упирался, но потом все-таки сдался – холода на носу. То есть шантажом его буквально вынудили пойти на этот шаг. И это правовое государство?

 

Потребители рассказывают, что в частном секторе периодически появляются автомобили на частных номерах и разбрызгивают газолин на газоны. Запах стоит долго, вот газовщики и приезжают устранять якобы «утечку». Хотя по инструкции должны сначала приехать специалисты ГСЧС, составить акт и только потом вызвать газовщиков. То есть все происходит не по букве закона, а по желанию конторы, имеющей монопольный статус поставщика услуги. Потому и происходят совершенно дикие ситуации, как, например, в Винницкой области, где потребление газа одним из домохозяйств составило ноль, а транспортировка обошлась в 280 гривен. Транспортировка чего, спрашивается?

 

По гамбургскому счету

По тому же техническо-технологическому регламенту есть допустимые потери на внешних и внутренних сетях при транспортировке газа. И вдумайтесь: местами доходит до того, что под списание идет до 180% (!) ресурса. Это вообще ни в какие ворота не лезет. А населению приходится оплачивать газ по несусветным начислениям.

 

Если взглянуть на структуру тарифа по доставке ресурса, выясняются весьма интересные подробности. В среднем бытовые потребители платят по этой статье 161 гривну. 8 гривен – за экстренный ремонт сетей. Но почему оплачивать его нужно постоянно? 3 гривны уходит на модернизацию сетей, которую поставщики и так обязаны производить. 29 гривен – регулярное комплексное обслуживание сетей, 22 гривны – эксплуатационные расходы и работа службы 104 и т.д.

 

При отсутствии сводного энергетического рынка невозможно ценообразование, а именно цена агрегирует всю информацию по ресурсу. Олигархам невыгодно формировать сводный энергетический баланс, поэтому в Украине действует так называемое «тарифообразование». И оно растет постоянно – рвачи не останавливаются. Соответственно, растет себестоимость энергоресурса, и все это ложится на плечи обычных граждан. В стране царит правовой нигилизм, потому что монополисты через подконтрольных политиков вступили в сговор и протянули в Верховную Раду законы, которые в корне противоречат Конституции. Это законодательный мусор, по которому страну заставляют жить!

 

В стране налицо двойная газовая тарификация, если уже не тройная. Хотя, если призадуматься, транспортировка в принципе может обходиться дороже стоимости самого ресурса? Вот НАК «Нафтогаз Украины» и чрезвычайно рад работать в своей нише. А завтра нам скажут, что необходимо контролировать еще и качество газа. Кто этим будет заниматься и сколько с этого иметь?

 

Подрыв безопасности

На сегодняшний день из-за того, что себестоимостью ресурсов никто не занимается и отсутствует ценообразование, образно говоря, яйцо получается дороже, чем курица. Энергоемкость украинской экономики растет и сейчас составляет более 92%. Это при том, что по экономическим законам, если этот показатель составляет 50%, экономика уже не работает. Государство отодвинули в сторону от процесса ценообразования – дескать, практикуем либеральные подходы. Но в реальности это колонизация страны, из которой выкачивают все полезные ископаемые, а людей грабят. И называется это все «сбалансированная государственная тарифная политика».

 

На наших глазах происходит подрыв экономической и национальной безопасности Украины. Допустим, кто дал право НАК «Нафтогаз Украины» привязывать цену добытого в нашей стране кубометра газа к европейским хабам? Зачем это нужно? Специалисты утверждают, что на территории украинского государства достаточно газа для того, чтобы обеспечить все потребности – и производства, и населения. И стоит его добыча 860 гривен за тысячу кубометров, а со всеми «наценками» - 1700-1800 гривен, но никак не 7 тысяч. Однако для монополистов эта правда неугодна, и они продолжают облапошивать народ почем зря. И сколько это будет продолжаться – неизвестно.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: