Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Заговорит ли вновь Захарий?

Заговорит ли вновь Захарий?

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Заговорит ли вновь Захарий? В энциклопедии обычно попадают персоны или объекты, отметившиеся чем-то выдающимся для своей эпохи. Попал в историю и несамоходный плавучий кран Zakhariy LK-600 (аббревиатура – первые буквы названия предприятия-изготовителя, цифра – грузоподъемность).

 

Википедия начинает повествование с того, как это мощное сооружение 18 ноября 2011 года в Киеве потерпело крушение при монтаже Подольского мостового перехода. Также кран известен персональным twitter-аккаунтом. Первая запись в нем гласила: «Ну вот, я упал»…


Спустя десять лет после падения на Подоле, 6 января 2021 года, Захарий (уже грузоподъемностью 800 тонн), как новенький, прибыл из Турции в Запорожье для достраивания вантового моста через Днепр. За все эти годы наш кран претерпел приключения, заслуживающие сценария для хорошего кассового фильма.

 

Построен кран на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузня» (ныне – «Кузня на Рыбальском») в 2009 году. Заказчик – ООО «БМК Планета-Мост». Изначальная его грузоподъемность сделала конструкцию лидером рейтинга мощных кранов Восточной Европы. Имя «Захарий» кран получил в честь отца владельца компании-подрядчика, тогдашнего депутата Киеврады, а в 2012–2014 годах народного депутата Валерия Мошенского. С первым заказом – погрузка крана «Terex Demag CC2800-1» на теплоход «Роксолана 2» – Захарий управился за 12 часов. Участие в демонтаже плавучего крана «Сарны» также прошло без замечаний и в срок. Потом пришло время решать задачи посерьезней. Летом 2011 года Захарий приступил к строительству столичного Подольского мостового перехода.

 

…Оставалось установить четыре верхних секции моста, как зябким осенним днем кран рухнул. Пресса тех лет писала, что разошлись понтоны, кран потерял опору и завалился на бок. В день ЧП в сети появился аккаунт kranzahary. Сборка из металла в три тысячи тонн оказалась настолько общительной, что сразу расположила к себе пользователей. Для начала кран извинился перед рабочими, оказавшимися в момент падения внутри него: «Пришли спасатели МЧС, освободили троих. Пятеро освободились сами, все живы. Простите, ребята, не хотел». Потом извинялся перед спасателями, понтонами, горожанами… Далее кран писал о собственных страданиях: «Из меня вытекают мазут и солярка. Сильно ранен. Чувствую себя хуже»… Одно дело, когда исполин просто лежит и не «отсвечивает», а другое – когда «говорит» о своих страданиях. Сочувствующий народ потянулся на набережную, где лежащий посреди Днепра кран подбадривал общественность твитами: «Меня починят. Наверное… Стрелу ампутируют, дадут новую, и буду работать, как новенький. Только весной, мне сказали». Еще и острил: «Авария – дочь «Захария».

 

Люди начали ловить себя на том, что едва проснувшись, уже заглядывают на страничку «к Захарию». А он уже вовсю постит: «Солнце – хорошо! Аж стрела чешется поработать»… За непродолжительное время у крана набралось более трех тысяч друзей в Twitter. Подняли кран в конце зимы 2012 года, предварительно отрезав деформированную стрелу (на металлолом). В апреле 2013-го «говорящий» кран отбуксировали вниз по Днепру на николаевский судоремонтный завод «Океан». В сентябре 2014 года отремонтированный объект был отправлен в Николаевский морской торговый порт, в столицу он больше не вернулся.

 

Примерно в это же время прекратил существование аккаунт kranzahary. В этот период в СМИ появилась новость о краже мега-крана. На самом деле его ночью «утащила» фирма-владелец. Зачем – неизвестно. Может, чего с подрядчиком не поделили.

В стране произошли кардинальные изменения. Владелец крана – нардеп VII созыва – сложил свои полномочия в секретариате Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи. Это был период перезагрузки власти с идеологией в центре и на местах. Не до получения строительных подрядов тогда было, особенно представителями прежней власти. Простояв полтора года в Николаеве, Захарий в 2017-м отправился в Стамбул. Он был продан турецкой фирме «Онекс». Наши соотечественники, пересекая на теплоходах Босфор, видели наш кран в стамбульском порту Хайдарпаса, о чем незамедлительно делились в Facebook.

 

По возвращении на родину злоключения крана продолжились. 6 мая в процессе работы он застрял посреди Днепра между Центральным пляжем со стороны Хортицы и недостроенным мостом. Турецкий подрядчик строительства компания Onur Group в соцсети сообщила, что кран наткнулся на подводную скалу. Захария отправили в Херсон ремонтировать поврежденное дно. Месяц назад, 18 июня, он вернулся в Запорожье, чтобы продолжить перевозить огромные мостовые блоки к месту строительства. Кран раньше не использовали на строительстве долгостроя в силу недостаточной тогдашней грузоподъемности в 600 тонн. Ну уж теперь ему по плечу уложить многотонные балки на запорожские мосты.

 

С тех пор как сделанный в Украине кран стал турецким, почитателей уже не покоряет своими сообщениями. Интересно, как бы он сегодня комментировал происходящее? Наверное, так: «Ой, что это снизу постучало? Неужто и я на дне? Фуф, на скалу сел!»; «Смотрите, бумажка прилетела. Чей-то счет за коммуналку… Ой, везите меня обратно!»; «А что там с Подольским мостовым переходом? Все еще достраивают? Ну-ну…»

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Источник Позиция