Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » С авиапромом вопрос остается открытым

С авиапромом вопрос остается открытым

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

С авиапромом вопрос остается открытым Одним из значимых факторов для экономики любого государства является развитие наукоемких отраслей промышленности. Хороший хозяйственник понимает, что продавать сырье далеко не так выгодно, как готовый продукт. А если это еще и высокотехнологичный продукт, такой, как авиационная техника, то упускать имеющиеся возможности – экономическое преступление.

 

Сегодня наша страна – в числе немногих государств, владеющих полным циклом производства летательных аппаратов. Украина занимает ведущее место на мировом рынке в секторе разработки и производства транспортной и региональной пассажирской авиации. Потенциал украинской авиапромышленности позволяет увеличить номенклатуру и объемы создания авиационной техники, в частности: региональных пассажирских и транспортных самолетов, авиадвигателей, агрегатов, бортового радиоэлектронного оборудования, вертолетов, воздушных судов малой авиации и беспилотников. Казалось бы, можно порадоваться открывающимся перспективам, но не все так радужно. События последних десяти лет резко снизили возможности развития авиационной отрасли.


Проблемы украинского авиастроения начались не вчера. В 2010 году истек срок действия государственной программы поддержки авиастроения, которая стала попыткой руководства страны спасти важнейшую стратегическую отрасль. Кроме того, в настоящее время предприятия авиапромышленности испытывают финансовые трудности из-за уменьшения доходов, что объясняется потерей традиционных рынков сбыта. Им пришлось перейти на мелкосерийное производство, работать в условиях ограниченных поставок комплектующих изделий и материалов для производства самолетов фирмы «Антонов» и вертолетов.

 

Сложно развиваться, когда нет заказов внутри страны. Низкая платежеспособность отечественных авиакомпаний не позволяет им покупать новую украинскую авиатехнику. При этом у нас не существует эффективной системы стимулирования спроса – современного механизма лизинга. Нет и поддержки экспорта продукции авиастроения на государственном уровне. А недавно Верховная Рада Украины приняла во втором чтении закон «О внесении изменения в раздел ХХІ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины относительно продолжения предоставления украинским авиакомпаниям переходного периода для использования самолетов отечественного производства». Таким образом, срок введения налогообложения иностранной авиатехники перенесли сначала до 1 января 2021 года, а теперь – до января 2025-го. В качестве аргументации данного решения ссылаются на финансовое положение украинских авиакомпаний и ограниченные возможности отечественного авиапрома. Но разве не наличие заказов на отечественную авиатехнику стало бы лучшим стимулом для авиационной промышленности?

 

Некоторый оптимизм внушает подписанный Минобороны контракт с ГП «Антонов» на строительство трех новых самолетов Ан-178 для Вооруженных сил Украины. Однако это произошло впервые за 30 лет независимости страны и вряд ли поможет предприятию рассчитаться со всеми своими долгами и получить финансовую стабильность, необходимую для развития.

 

Чтобы решить проблемы авиастроителей, не надо изобретать велосипед. В мировой практике около 12–15% средств, полученных от реализации авиационной техники, направляется на развитие производства и создание новых образцов продукции. Это так называемые реинвестиции. А в Украине данный показатель за последние десять лет был меньше трех процентов. Важно и то, что большинство авиастроительных компаний мира на этапах разработки и подготовки серийного производства самолетов и вертолетов пользуются государственной поддержкой. В европейском сообществе это производится за счет реализации программы исследований и инноваций ЕС – HORIZON-2020 (финансирование 2014–2020 гг.), а ныне ее сменила новая – HORIZON EUROPE, которая предусматривает финансирование в 2021–2027 годах в размере 95,5 млрд евро.

Для украинского авиапрома свет в конце тоннеля появился, когда в конце прошлого года президент Украины Владимир Зеленский поручил разработать государственную программу развития авиационной промышленности до 2030 года.

 

Распоряжением Кабинета министров Украины в ноябре 2020 года была одобрена ее Концепция, создан центральный орган исполнительной власти – Минстратегпром, который определяет и реализовывает государственную промышленную политику в авиационной отрасли, в состав правительства введена должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины. В феврале этого года проект программы был опубликован Минстратегпромом для общественного обсуждения и отправлен исполнительным органам власти на рассмотрение. Все поступившие замечания и предложения, в том числе от Минфина, были проработаны и учтены в проекте, согласно которому госбюджетные ассигнования по этой программе на 2021 год не предусмотрены, и потому в нынешнем году затраты на ее финансирование будут осуществляться только за счет инвесторов. А все последующие годы (с 2022-го по 2030-й) намечается выделять на госпрограмму поддержки авиапромышленности по 2 млрд грн ежегодно. При этом поступление средств из госбюджета и из внебюджетных источников финансирования предусматривается в соотношении 55% на 45%.

 

Последняя версия программы с уменьшенным финансированием снова была направлена центральным органам исполнительной власти. И вот здесь, на, казалось бы, последнем этапе, все застопорилось. По непонятным причинам проект государственной программы развития авиационной отрасли до 2030 года до сих пор не утвержден.

 

Авиастроители уверены: государственная программа развития крайне необходима. Она позволит предприятиям работать в полную силу, создавать новые рабочие места, увеличить заработную плату персоналу и, соответственно, сократить отток талантливой молодежи за границу, будет способствовать увеличению налоговых отчислений в госбюджет и укреплению имиджа Украины как авиационной державы.

 

Достаточно ли в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады Украины по-государственному мыслящих парламентариев, чтобы в принимаемых ими законах не реализовывались бизнес-интересы, а возобладали хозяйственные подходы, отражающие истинные потребности страны? Вопрос остается открытым.

 

Лариса ДУДЕК
 
Источник Позиция