С авиапромом вопрос остается открытым
23 червня 2021 13:02
Переглядів: 870
Коментарів: 0
Надрукувати
Одним из значимых факторов для экономики любого государства является развитие наукоемких отраслей промышленности. Хороший хозяйственник понимает, что продавать сырье далеко не так выгодно, как готовый продукт. А если это еще и высокотехнологичный продукт, такой, как авиационная техника, то упускать имеющиеся возможности – экономическое преступление.
Сегодня наша страна – в числе немногих
государств, владеющих полным циклом производства летательных аппаратов.
Украина занимает ведущее место на мировом рынке в секторе разработки и
производства транспортной и региональной пассажирской авиации. Потенциал
украинской авиапромышленности позволяет увеличить номенклатуру и объемы
создания авиационной техники, в частности: региональных пассажирских и
транспортных самолетов, авиадвигателей, агрегатов, бортового радиоэлектронного
оборудования, вертолетов, воздушных судов малой авиации и беспилотников.
Казалось бы, можно порадоваться открывающимся перспективам, но не все так
радужно. События последних десяти лет резко снизили возможности развития
авиационной отрасли.
Проблемы
украинского авиастроения начались не вчера. В 2010 году истек срок действия
государственной программы поддержки авиастроения, которая стала попыткой
руководства страны спасти важнейшую стратегическую отрасль. Кроме того, в
настоящее время предприятия авиапромышленности испытывают финансовые трудности
из-за уменьшения доходов, что объясняется потерей традиционных рынков сбыта. Им
пришлось перейти на мелкосерийное производство, работать в условиях
ограниченных поставок комплектующих изделий и материалов для производства
самолетов фирмы «Антонов» и вертолетов.
Сложно
развиваться, когда нет заказов внутри страны. Низкая платежеспособность отечественных
авиакомпаний не позволяет им покупать новую украинскую авиатехнику. При этом у
нас не существует эффективной системы стимулирования спроса – современного
механизма лизинга. Нет и поддержки
экспорта продукции авиастроения на государственном уровне. А недавно Верховная
Рада Украины приняла во втором чтении закон «О внесении изменения в раздел ХХІ «Заключительные
и переходные положения» Таможенного кодекса Украины относительно продолжения
предоставления украинским авиакомпаниям переходного периода
для использования самолетов отечественного производства». Таким образом, срок
введения налогообложения иностранной авиатехники перенесли сначала до 1 января
2021 года, а теперь – до января 2025-го. В качестве аргументации данного
решения ссылаются на финансовое положение украинских авиакомпаний и
ограниченные возможности отечественного авиапрома. Но разве не наличие заказов
на отечественную авиатехнику стало бы лучшим стимулом для авиационной
промышленности?
Некоторый оптимизм внушает
подписанный Минобороны контракт с ГП «Антонов» на строительство трех
новых самолетов Ан-178 для Вооруженных сил Украины.
Однако это произошло впервые за 30 лет независимости страны и вряд ли поможет
предприятию рассчитаться со всеми своими долгами и получить финансовую стабильность,
необходимую для развития.
Чтобы решить проблемы
авиастроителей, не надо изобретать велосипед. В мировой практике около 12–15%
средств, полученных от реализации авиационной техники, направляется на развитие
производства и создание новых образцов продукции. Это так называемые
реинвестиции. А в Украине данный показатель за последние десять лет был меньше
трех процентов. Важно и то, что большинство авиастроительных компаний мира на
этапах разработки и подготовки серийного производства самолетов и вертолетов
пользуются государственной поддержкой. В европейском сообществе это производится
за счет реализации программы исследований и инноваций ЕС – HORIZON-2020
(финансирование 2014–2020 гг.), а ныне ее сменила новая – HORIZON EUROPE, которая
предусматривает финансирование в 2021–2027 годах в размере 95,5 млрд евро.
Для украинского
авиапрома свет в конце тоннеля появился, когда в конце прошлого года президент
Украины Владимир Зеленский поручил разработать государственную программу
развития авиационной промышленности до 2030 года.
Распоряжением Кабинета министров
Украины в ноябре 2020 года была одобрена ее Концепция, создан центральный орган
исполнительной власти – Минстратегпром, который определяет и реализовывает
государственную промышленную политику в авиационной отрасли, в состав правительства
введена должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических
отраслей промышленности Украины. В феврале этого года проект программы был
опубликован Минстратегпромом для общественного обсуждения и отправлен
исполнительным органам власти на рассмотрение. Все поступившие замечания и
предложения, в том числе от Минфина, были проработаны и учтены в проекте,
согласно которому госбюджетные ассигнования по этой программе на 2021 год не
предусмотрены, и потому в нынешнем году затраты на ее финансирование будут
осуществляться только за счет инвесторов. А все последующие годы (с 2022-го по
2030-й) намечается выделять на госпрограмму поддержки авиапромышленности по 2
млрд грн ежегодно. При этом поступление средств из госбюджета и из внебюджетных
источников финансирования предусматривается в соотношении 55% на 45%.
Последняя версия программы с уменьшенным
финансированием снова была направлена центральным органам исполнительной
власти. И вот здесь, на, казалось бы, последнем этапе, все застопорилось. По
непонятным причинам проект государственной программы развития авиационной
отрасли до 2030 года до сих пор не утвержден.
Авиастроители
уверены: государственная программа развития крайне необходима. Она
позволит предприятиям работать в полную силу, создавать новые рабочие места,
увеличить заработную плату персоналу и, соответственно, сократить отток талантливой
молодежи за границу, будет способствовать увеличению налоговых отчислений в
госбюджет и укреплению имиджа Украины как авиационной державы.
Достаточно
ли в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады Украины по-государственному мыслящих
парламентариев, чтобы в принимаемых ими законах не реализовывались бизнес-интересы,
а возобладали хозяйственные подходы, отражающие истинные потребности страны?
Вопрос остается открытым.
Лариса ДУДЕК
|