Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Украинцев призывают записываться в «партизаны»

Украинцев призывают записываться в «партизаны»

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Украинцев призывают записываться в «партизаны» В странах, где угроза вторжения или полноценной войны является не эфемерной, а очень даже реальной, постоянно начеку не только армия, но и население. И оно не просто по команде готово бежать в убежище, а наряду с военными становится на защиту государства – и это прописано в законодательстве государства. В Украине, где уже семь лет идет война, власть лишь сейчас озаботилась внедрением аналогичной концепции.


В конце мая президент Владимир Зеленский подал в парламент неотложный законопроект «Об основах национального сопротивления», который ВР приняла в первом чтении на прошлой неделе. Документ призван урегулировать вопросы развития территориальной обороны по всей стране, и состоит из трех основных элементов.

 

Первый - войска территориальной обороны, призванные помогать Вооруженным Силам в охране границы или стратегических объектов, дежурить на блокпостах или противодействовать диверсантам в рамках определенной территории. Не спорим, усиливать такие позиции необходимо, но зачем же по всей Украине? Пограничные или прилегающие к оккупированным землям регионы – это одно, но есть ли необходимость организовывать такие подразделения внутри государства, где боевые действия не ведутся? Этим в обществе только дополнительное напряжение создать можно. Люди в форме, с оружием – мало ли что...

 

Второй момент – формирование из добровольцев движения сопротивления. Его задачами является препятствование действиям войск агрессора, участие в специальных операциях, в том числе разведывательных или информационно-психологических. Движение будет состоять из партизанских сил, подполья и так называемых вспомогательных сил, специализирующихся на ненасильственном сопротивлении. Погодите, если речь идет об оккупированных территориях – да, логика присутствует, но в мирных областях какие могут быть партизаны и подполье? Разве что в тренировочных, так сказать, целях, но точно не на постоянной основе.

 

А вот третий пункт, пожалуй, самый адекватный и нужный. Это подготовка граждан к национальному сопротивлению, к условиям жизнедеятельности в районах ведения боевых действий, военно-патриотическое воспитание среди всех категорий населения. Как раз в этом ничего дурного нет – украинцы должны быть готовы к возможной опасности и знать, как ее отразить и в меру сил и возможностей «подтачивать» силы агрессора.

 

Создание территориальной обороны (ТО) предусматривает увеличение численности ВСУ на 11 тысяч человек (сейчас она законодательно закреплена на уровне 250 тысяч). Естественно, это предполагает дополнительное финансирование, но деньги в госбюджете-2021 на ТО не заложены. И пока нам не говорят, сколько конкретно средств на это понадобится, но суммы будут фигурировать наверняка приличные.

 

В каждой зоне ТО и дополнительно в каждом городе с населением более 900 тысяч жителей будут бригады Сил теробороны ВСУ; в каждом районе и дополнительно в каждом админцентре области – батальоны. В определенной степени они призваны контролировать деятельность добровольческих отрядов самообороны, появившихся по всей Украине в 2014 году. А между ними и «официальной» ТО есть существенное отличие: первые смогут применять в случае необходимости только личное охотничье оружие, в то время как армейским «оборонцам» полагается штатное боевое.

 

Если говорить о позитивных аспектах президентского законопроекта, они, безусловно, есть. Во-первых, это попытка упорядочивания всего движения сопротивления в целом. Наши извечные разброд и шатание, когда непонятно кто и кому подчиняется, – непозволительная «роскошь». Во-вторых, если человек готов защищать свою Родину, но при этом не желает подписывать контракт с ВСУ, он может стать резервистом ТО или добровольческого формирования на законных основаниях. То есть в случае надобности сможет с оружием в руках оборонять свою страну, не боясь потом уголовного преследования за самоуправство (хотя тут государству глаз да глаз нужен будет – люди у нас разные, мало ли кто в ТО затесается).

 

Но есть и минусы, на которые прямо указывают критики законопроекта. В частности, они опасаются, что в рамках территориальной обороны создается еще одна структура, которая будет подчиняться центру, а не руководителям ТО на местах. А это угроза мобильности формирований, из возможности своевременно дать отпор врагу. Тероборона действует по зонально-территориальному принципу, но там, где идут боевые действия, - не ее епархия. Тогда кому должна «сопротивляться» ТО в подавляющем большинстве регионов?

 

 

Еще существует риск, что территориальные формирования обороны в какой-то период могу захотеть большей самостоятельности в принятии решений, а также «независимости» от центра. Это мы уже проходили – вспомните так называемые частные армии, обслуживавшие интересы сильных мира сего. В нестабильной экономической обстановке повернуть голову таким региональным объединениям в «нужную» кому-то сторону не составит большого труда. Нам еще междоусобиц внутри Украины не хватало...

 

Словом, вопросы к законопроекту имеются. Однако надеемся, что ко второму чтению в документ будут внесены правки. Но в ключевые ли положения, в спорные ли моменты, о которых мы сказали выше – неизвестно. То, что такой закон Украине нужен в принципе, неоспоримый факт (пусть даже на восьмом году войны). А вот сделает ли власть его содержание действительно взвешенным, со сведением к минимуму возможных рисков, скоро увидим сами.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция