Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Местное самоуправление успешно развивается, но важно, чтобы оно действовало в рамках закона, уверен А. Фильчаков

Местное самоуправление успешно развивается, но важно, чтобы оно действовало в рамках закона, уверен А. Фильчаков

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

Местное самоуправление успешно развивается, но важно, чтобы оно действовало в рамках закона, уверен А. Фильчаков  Роль местного самоуправления в Украине за последние 7 лет ощутимо возросла. Ведь именно с 2014 года активно реализуется реформа децентрализации в нашей стране. Ее главной целью является передача полномочий и денежных средств от государственной власти непосредственно на места, то есть максимально близко к людям с их реальными потребностями и интересами. По словам президента Украины, Владимира Зеленского, именно реформа местного самоуправления входит в число самых успешных для нашей страны. Но вместе с тем она является и одной из наиболее продолжительных.


 

В настоящее время близится завершение второго этапа децентрализации. Общая эффективность реформы не вызывает сомнений даже у скептиков. Немаловажно и то, что ее поддерживает большинство населения Украины. Так, по данным социологических опросов, за децентрализацию и ее важность высказывается не менее 60% украинцев. А 73% респондентов уже заметили позитивные изменения в своих населенных пунктах.


Вместе с тем, дальнейшее развитие органов местного управления должно предполагать и работу над ошибками, устранение имеющихся недочетов. Так, президент Украины на Всеукраинском форуме «Украина 30. Децентрализация» подчеркнул необходимость проведения комплексного аудита по завершению второго этапа реформы.


Соглашаются с этим и на местах. К примеру, в рамках рабочей встречи Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области также поднимались некоторые проблемные вопросы, в том числе и случаи злоупотребления властью. По словам руководителя Харьковской областной прокуратуры, Александра Фильчакова, представители самоуправления не должны забывать о необходимости соблюдения законов и неизбежности наказания за их нарушение.


Что уже дала централизация нашей стране?

Главной целью реформы местного самоуправления в Украине была и есть передача полномочий, материальных ресурсов (а также и ответственности) от исполнительной государственной власти на места. Для реализации этого с 2014 года были внесены изменения в Конституцию нашей страны, приняты многочисленные законы, касающиеся административных, бюджетных и налоговых изменений.


Важной составляющей реформы, конечно же, стала финансовая децентрализация. Для чего были внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодекс. В результате уже в 2019 году поступления в местные бюджеты достигли отметки в 275 млрд. гривен, тогда как еще в 2014-м эта сумма была в 4.5 раза меньше (около 60 млрд. грн.).


Для административных изменений был принят закон «О добровольном объединении территориальных громад», «О сотрудничестве территориальных громад», «О принципах государственной региональной политики», а также целый пакет законов, которые касались расширения полномочий органов местного самоуправления.

 

Одним из ключевых изменений второго этапа реформы децентрализации стало укрупнение районов и переосмысление их роли. Если раньше в каждой области были десятки районов (всего их в стране насчитывалось 490 штук), то после утверждения нового административно-территориального устройства их стало 136. А на уровне ниже имеют место объединенные территориальные громады (ОТГ). Их общее количество насчитывает 1469 единиц, покрывающих всю страну.

 

Именно громада, представляющая собой объединение сел, поселков и/или городов, представляет собой ту административную единицу, которая сегодня и получает управленческую и финансовую автономию и уже в состоянии реализовать различные проекты, всецело заниматься развитием территорий, в том числе в вопросах образования, охраны здоровья, социальных услуг, обеспечения энергоэффективности и т.д.

 

Местные громады могут решать различные вопросы без участия областного центра или центральных органов власти. Плюс они могут создавать ассоциации, как, например, сделано в Харьковской области. Такая консолидация позволяет объединять усилия нескольких громад для решения тех вопросов, которые проблематично урегулировать в одиночку. Сюда можно отнести проблемы вывоза мусора, предоставления тех или иных коммунальных услуг, включая водоснабжение и т.д.

 

Немаловажно, что в распоряжении местных громад сегодня находится и такой важный ресурс, как земля (ранее им распоряжались местные государственные администрации). Вместе с началом действия рынка оборота земли (с лета этого года) у сельского хозяйства и других отраслей появляется дополнительный инструмент для привлечения инвестиций. А те в свою очередь могут быть потрачены на различные проекты развития территорий, включая благоустройство, строительство и многое другое.

 

В ближайшее время (до 2022 года включительно) должен быть завершен второй этап реформы децентрализации. К перспективным задачам на этот период относят:

  • вопросы работы в органах местного самоуправления, включая доступ к трудоустройству, мотивацию, повышение престижности данных профессий и т.д.;

  • реализация государственного надзора за законностью действий представителей ОТГ;

  • возможности проведения местных референдумов и т.д.

Реализация этих задач потребует новых правок украинской Конституции, но, как убеждены эксперты, все это станет предпосылкой для дальнейшего развития местного самоуправления в нашей стране.

 

Основные проблемы децентрализации в Украине

У любого реформирования так или иначе имеются определенные сложности или недостатки. Допустим, в первые годы (с 2014 по 2019-й) активному развитию местного самоуправления зачастую мешали пробелы в законодательстве и отсутствие необходимых законодательных изменений. Помимо этого иногда возникают сложности в отношениях между объединенными территориальными громадами и государственными администрациями.

 

Еще один важный нюанс связан с отсутствием непосредственного опыта управления громадами. Отсюда возможны как управленческие ошибки (вызванные некомпетентностью), так и случаи явного злоупотребления полномочиями.

Президент Украины уверен, что избранным представителям громад нужно четко понимать, что каждая ОТГ — это частица нашей страны, которая должна работать для украинцев и во имя Украины. Поэтому громада — это не место, для удовлетворения электоральных (политических), а уж тем более собственных интересов и амбиций.

 

Соглашается с этим и главный прокурор Харьковской области Александра Фильчаков. Он считает, что сейчас органы самоуправления наделены обширными полномочиями в разных сферах жизни. К сожалению, не все руководители и должностные лица громад правильно трактуют свои обязанности, а нередко даже нарушают закон. Как отметил прокурор Фильчаков, за первое полугодие 2021-го к ответственности перед судом по административных нарушениям уже привлечено 107 депутатов местных, сельских и поселковых рад и 30 должностных лиц местного самоуправления, а по уголовным преступлениям — 17 чиновников местного уровня.

 

Конечно, это можно списать на так называемые болезни роста. Но, понятное дело, реформа местного самоуправления задумывалась совсем не для того, чтобы коррупция в верхних эшелонах власти перекочевала на места. Вероятно, чтобы подобного не случилось президент Зеленский считает, что еще одной важной задачей после завершения очередного этапа реформирования местного самоуправления должно стать проведение тщательного аудита. Он поможет выявить и устранить те проблемы, которые изначально оказались незамеченными.