3 головные боли Зеленского в Раде: Над чем депутаты будут работать этой осеньюПринять бюджет на следующий год, закон об олигархах и внести изменения в несколько десятков налоговых норм - таковы задачи для депутатов шестой сессию, которая стартует 7 сентября.
И это лишь краткий список.
Президенту и его Офису не просто будет собирать большинство голосов для принятия этих сложных решений несмотря на собственную монобольшинство.
Ставка на образование и медицинуИз этого перечня задач простым выглядит традиционно непростая задача - принять проект бюджета на следующий год. По закону, правительство должно подать его в парламент до 15 сентября.
Премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал сделать это вовремя. Он также заявил, что приоритетами этого бюджета будут финансирование медицины и образования.
В министерстве финансов заявляли, что в бюджет собираются заложить расходы на образование на уровне 7,2% ВВП страны, а на медицину - около 4,5% ВВП.
По Бюджетному кодексу, на медицину должно идти не менее 5% ВВП. Однако еще при подготовке нынешнего бюджета министр финансов признавал: до законных 5% расходы на медицину вырастут лишь в 2023 году.
Актуальной остается и законодательное требование выделять не менее 5% ВВП на безопасность страны.
Закон требует принять бюджет на следующий год до 1 декабря.
Конечно, все это как всегда "в условиях ограниченных финансовых ресурсов", а значит стоит ожидать, что правительство будет искать источники покрытия бюджетных расходов.
Очевидно, что об особом экономическом развитии в условиях, когда пандемия продолжается, говорить не стоит. Поэтому, вполне естественно, что правительство и дальше "будет оптимизировать" налоги и искать новые источники доходов.
(Неконституционный?) Закон об олигархахПохоже, что первым "орешком", о который депутаты будут ломать зубы, головы и копья, будет закон, который определит, кто такие олигархи в Украине и что с ними делать.
Даже в самом названии закона содержится предположение, что они представляют угрозу национальной безопасности страны.
Проект закона (№5599) депутаты уже приняли в первом чтении 1 июля - до летних каникул. А до окончательного голосования в него подали более 1200 поправок.
Как сообщил первый заместитель налогового комитета парламента Ярослав Железняк, среди этих поправок много уточняют или добавляют критерии, по которым будут определять олигархов. В частности, речь идет о размерах их активов, влиянии на политику и даже регулярность встреч в Офисе президента.
Кроме того, многие хотят передать контроль за олигархами от СНБО, которую возглавляет президент, НАПК.
По стечению обстоятельств, в июле, когда проект закона приняли в первом чтении, стало известно, что бывшая пресс-секретарь президента Владимира Зеленского Юлия Мендель будет работать на канале "Украина 24", который входит в бизнес-империю Рината Ахметова, как постоянная колумнистка программы "Большая деолигархизация".
Однако в начале сентября канал заявил, что завершает первый сезон программы. Там объяснили это тем, что уполномоченный по правам человека Людмила Денисова вынесла официальное заключение о несоответствии законопроекта нормам Конституции.
Так что проект закона уже на рассмотрении депутатов, она предложила отправить его на экспертизу в Венецианской комиссии.
"Мы вынуждены констатировать, если законопроект 5599 признают неконституционным, то и деолигархизация в Украине выглядит завершенной, а раз так - у программы "Большая деолигархизация" исчезает предмет рассмотрения", - приводит "Украина 24" комментарий ведущего программы и члена Наблюдательного совета медиагруппы Дмитрия Белянского.
Есть и еще один проект закона, который сначала также связывали с олигархами. Но по результатам первого чтения, которое также произошло 1 июля, стало понятно, что он может задеть почти всех.
Проект со сложным названием "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений" (№5600) стали называть "налоговой реформой Зеленского", ведь он предусматривает несколько десятков серьезных новаций.
В частности, он касается администрирования налогов на прибыль предприятий, доходы физических лиц, НДС, акцизного и экологического налогов, рентной платы, платы за землю, условий работы "упрощенцев", - и это далеко не полный перечень.
Весной, когда правительство инициировало его разработку, законопроект называли антиолигархического и связывали с инициативой президента избавиться олигархов.
"Мы хотим сделать так, чтобы те, кто был "очень хитро сделан", платили налоги в нашей стране", - заявлял тогда министр финансов Сергей Марченко.
Однако после первого чтения предприниматели заявили, что он усиливает налоговое давление на бизнес.
Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата и Союз украинских предпринимателей совместно заявили, что "предложенные правительством меры в период экономического кризиса способны только углубить кризисные явления в экономике Украины и, наконец, уменьшить налоговые поступления в государственный бюджет".
Кроме того, стало понятно, что налоговые новации могут задеть и простых украинцев.
Ко второму чтению в проект закона внесли 11 314 поправок. Для сравнения: в проект закона о рынке земли было чуть больше 4000 поправок, а его рассмотрение во втором чтении стал самым длинным в истории украинского парламентаризма.
Остроты дискуссии может добавить и то, что в правительстве, очевидно, рассчитывают, что выписаны в проект закона налоговые изменения, от которых ожидают дополнительных доходов, заработают сразу после того, как он превратится в закон.
Однако это нарушит законодательное требование, что налоги не могут изменяться меньше чем за полгода до начала нового бюджетного года. Ведь рассмотрение налоговых изменений пойдет параллельно с бюджетным процессом.
Впрочем, это будет уже далеко не впервые в истории Украины. |
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.