Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Взлетная полоса для отечественного производителя

Взлетная полоса для отечественного производителя

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Взлетная полоса для отечественного производителя Верховная Рада 1 декабря выделила из госбюджета-2021 0,5 млрд грн на формирование уставного капитала национального авиаперевозчика. И это обстоятельство попахивает коррупционной составляющей, поскольку правительство намерено покупать самолеты не у госпредприятия «Антонов», а у Airbus.


Насколько оправдана идея создания Ukrainian National Airlines («Украинские национальные авиалинии», UNA) и почему многие сетуют на ее несвоевременность? В июне прошлого года премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Мининфраструктуры работает над концепцией, и это «будет способствовать организации большого числа рабочих мест».


Первоначально сообщалось, что авиакомпания будет летать на отечественных самолетах. Но затем стало известно, что предполагается закупка иностранных лайнеров, а правительство Франции, связанное с компанией Airbus, оплачивает работу консалтинговой компании Aerogestion, которая готовит независимую экспертизу. 25 ноября Мининфраструктуры подписало меморандум о сотрудничестве с Airbus, предусматривающий возможность лизинга или покупки 22 самолетов в рамках создания Ukrainian National Airlines.

 

Вообще идея создания авиакомпании в статусе национального авиаперевозчика возникла на этапе становления независимой Украины. «Ее сверхважное назначение – раскрутка отечественной авиатехники, эксплуатация воздушных судов с целью выявления всех «детских недостатков» новых типов самолетов. Поскольку такой компонент деятельности для авиакомпаний является расходным, то рассчитывать на благотворительность частного авиабизнеса в этом направлении не приходилось. Необходима была прямая господдержка, участие государства в капитале компании», - говорит авиационный эксперт Любовь Букреева.

 

Но тогда авиаперевозки быстро переходили в частные руки, использовались подержанные, а значит, дешевые иностранные самолеты, поэтому места для новых АНов там не нашлось. Первым шагом в реализации идеи нацперевозчика стало предоставление такого статуса авиакомпании «Авиалиния Антонова»: в декабре 1997 года премьер-министр Валерий Пустовойтенко подписал соответствующее постановление. Для грузовых самолетов вопрос был решен, но остался открытым для пассажирских.

 

В начале 2000-х министр транспорта Григорий Кирпа ввел программу лизинга украинских самолетов, которая работала, к сожалению, всего три года. По этой программе к эксплуатации ПС уже постсоветского пассажирского Ан-140 были привлечены авиакомпании «Мотор Сич», «Одесские авиалинии», «Аэромост-Харьков», которые, по сути, взяли на себя миссию национальных пассажирских авиаперевозчиков.

 

Целесообразность такой программы была подтверждена внутренними перевозками по Украине и ближнему зарубежью. По данным госпредприятия «Антонов», только при эксплуатации самолетов Ан-148 в 2009-2013 годах авиакомпании «Аэросвит» и МАУ перевезли 378 291 пассажира. Также эксплуатацию Ан-148 с конца октября этого года началанедавно созданная авиакомпания «Air Ocean Airlines». Казалось бы - логично, что одной из этих компаний будет предоставлен статус национальной с соответствующим государственным участием в капитале и поддержкой. Но руководство страны сделало выбор в пользу новой структуры, которую планируется «наполнить» самолетами зарубежного производства.

 

Подписание меморандума о сотрудничестве с Airbus вызывает как минимум удивление, ведь вполне логично, чтобы национального авиаперевозчика самолетами обеспечивал национальный разработчик и производитель самолетов – ГП «Антонов», считают в профсоюзе работников авиа- и машиностроения Украины (ПАУ). «Трудно представить себе, чтобы американская государственная авиакомпания покупала самолеты Airbus, оставляя без работы свой Boeing, а французская государственная авиакомпания покупала Boeing вместо Airbus. Может, стоит брать пример с развитых стран в этом вопросе, то есть поддерживать собственного производителя?» – отмечают в организации.

 

- Меморандум настораживает украинскую авиационную общественность и является шагом в сторону от курса поддержки украинского авиастроения президентом и правительством. Французская консалтинговая компания Aerogestion, созданная на деньги налогоплательщиков этой страны, предлагает Украине для создания национального авиаперевозчика использовать самолеты Airbus. Это считается государственным протекционизмом. На данный момент существует вероятность, что деньги наших граждан пойдут на финансирование и создание рабочих мест во Франции и Европе. Ведь нам не предлагают открыть производство комплектующих для самолетов Airbus, - говорит глава объединения организаций работодателей авиапромышленности Украины Владимир Коробов.

 

Напомним, в 2018 году Украина приобрела у Airbus Helicopters вертолеты для Госпогранслужбы, Нацполиции и Нацгвардии, получив 475 миллионов евро кредита на их закупку у французского поставщика. По расчетам ПАУ, приобретение французских вертолетов – лишь часть расходов госбюджета. В 8-10 раз больше будут стоить для государства дальнейшая эксплуатация и обслуживание этих машин, подготовка пилотов.

 

Как считает заместитель директора департамента формирования политики авиационной и космической отрасли Минстратегпрома Андрей Чабанов, крайне необходим комплексный анализ целесообразности, рисков и угроз внедрения такого проекта. Он должен быть проведен с учетом установленных законодательством инструментов господдержки авиапромышленности, в частности, в Законе Украины «О развитии самолетостроительной промышленности». Создание госкомпании необходимо рассматривать в контексте развития аэропортовой сети Украины и загрузки заказами отечественных авиастроительных предприятий, а также сохранения не менее 43 000 рабочих мест отрасли.

 

- Стратегия возрождения отечественного авиастроения и план мероприятий по ее выполнению предполагают модернизацию и производство пассажирских и транспортных самолетов семейства АН, вертолетов Ми, беспилотных летательных аппаратов, импортозамещение комплектующих из России. Уже разработана и утверждена Государственная целевая научно-техническая программа развития авиационной промышленности на 2021–2030 годы. Общий объем ее финансирования составляет около 33,9 млрд грн.

 

Технические и экономические характеристики отечественной авиатехники близки к зарубежным аналогам. А продуманные меры поддержки цепочки: заказ – производство – продажи (лизинг) – техническое обслуживание – подготовка летно-технического персонала – позволят улучшить ее эксплуатационные характеристики. Наша задача – сохранить и развить высокотехнологичное наукоемкое производство в Украине, ведь это ключевой фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики и условие высокого уровня жизни населения, – говорит Андрей Чабанов.

 

По его словам, должны быть применены компенсационные меры стимулирования эксплуатантов самолетов АН, таких как установление нулевой ставки НДС, цены билетов для внутренних рейсов, отмена акцизного сбора на авиационное топливо, введение льгот за пролет территории Украины и аэропортовые сборы, снижение ставки кредитования в 5%, субсидирование лизинговых ставок и гарантии остаточной стоимости.

 

Если же иностранного производителя поддержат в противовес украинскому, развитие нашего самолетостроения пойдет по пессимистическому сценарию. Украинская экономика потеряет основного драйвера ее экономического роста – самолетостроительную отрасль. По расчетам Международной организации гражданской авиации ИСАО, $100, израсходованные на воздушный транспорт, приносят выгоду для экономики в сумме $325. Каждое дополнительное рабочее место в отрасли гражданской авиации способствует появлению в разных секторах экономики 6,1 нового рабочего места по широкой номенклатуре профессий. В авиастроении новое рабочее место создает 8-12 рабочих мест в смежных отраслях.

 

По какому сценарию будет развиваться украинская авиапромышленность, зависит от политической воли в стране. Только совместно, согласованными и взвешенными усилиями всех ответственных институтов, могут быть решены проблемы отрасли, накопившиеся за долгие годы...


Виктория КОВАЛЕВА
 
Источник Позиция