Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Углевое будущее Украины: нас «кидают» все

Углевое будущее Украины: нас «кидают» все

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Углевое будущее Украины: нас «кидают» все Мировая тенденция постепенного отказа от угля в угоду сохранению экологии отходит на второй план ввиду разбушевавшегося газового кризиса. Государства, еще вчера рьяно ратовавшие за повсеместное насаживание «зеленой» энергетики, сегодня вынуждены пересматривать свою позицию из конъюнктурных соображений. Климат климатом, но можно же и экономику «закопать». То есть приходится выбирать, и выбор тут очевиден.


Многие годы Украина была одной из ведущих стран планеты по добыче угля и его продаже за границу, а по запасам занимает 8-е место в мире и 2-е в Европе (после Германии). Ранее мы полностью обеспечивали свои потребности в этом ресурсе, однако оккупация части Донецкой и Луганской областей, где и было основное сосредоточение угля, привела к тому, что самой Украине стало его не хватать. Увы, но мощностей оставшихся на подконтрольных территориях шахт, а также добычи на западе страны, явно недостаточно для обеспечения государства углем в полном объеме - максимум процентов на 70.

 

Падение на фоне роста

Обратимся к цифрам: если в 1991 году в Украине насчитывалось 276 государственных шахт, добывающих 193 миллиона тонн угля, то в новейшей истории государства ситуация резко изменилась. По данным Министерства энергетики, в 2013-м годовая добыча угля составила более 80 млн тонн, а после начала боевых действий на Донбассе ее объемы падали - 65 млн тонн в 2014-м, 39,7 млн ​​тонн в 2015-м. В 2019 году на-гора было выдано 25 млн тонн, а в 2021-м отраслевые предприятия всех форм собственности добыли 29,4 млн тонн угля.

 

Поистине гигантское падение за тридцать лет - в шесть с лишним раз!

 

Но дело не только в оккупации «угленосных» регионов: этот сектор экономики годами остается убыточным, дотационным и не «обезображенным» модернизацией. Полтора года назад, в октябре 2020-го, Министерство энергетики разработало проект Концепции реформирования угольной отрасли. Документом предполагается, что шахты будут поделены на три категории: первую интегрируют с компанией «Центрэнерго», вторая будет работать не только на топливную составляющую, а третью, убыточную, отдадут под приватизацию или просто ликвидируют. Нестыковка получается: угля стране не хватает, а государство вместо того, чтобы развивать отрасль, пускает ее под нож.

 

Между тем, в последние несколько лет добыча угля в крупнейших странах росла (что они там об экологии говорили?): например, в 2018 году его производство в мире увеличилось на 2,5% - до 7,4 млрд тонн. Усерднее всего трудились в этом направлении Китай, США и Индия, не отставал и «климатически обеспокоенный» Евросоюз. В 2019-м рост добычи угля составил еще 1,5%, и только в связи с эпидемией коронавируса и снижением спроса на ресурс эти показатели пошли на спад. Но когда все стабилизируется - вероятно, снова устремятся ввысь.

 

Из огня да в полымя

Однако вернемся к Украине. Как известно, главным потребителем угля у нас является промышленность, в том числе энергогенерирующая. Половина отечественных электростанций работает на угле антрацитовой группы, а с ним возникли перебои - как раз в 2014 году, после оккупации части Донбасса, где этот уголь в основном и «гнездится». Поначалу он попадал в нашу страну с неподконтрольных территорий под видом импорта из России, но затем правительство наложило запрет на перемещение товаров через линию столкновения.

 

Параллельно украинская власть работала над уменьшением зависимости от антрацита, переориентируя энергоблоки ТЭС на уголь газовой группы. Это принесло свои плоды: если в 2016 году наша страна закупила 12,8 млн тонн антрацита, то в 2020-м – всего 2,9 млн тонн. Больше всего антрацита (а также каменного угля) мы приобрели у России (на $1,34 млрд, почти 65% в общей структуре импорта), США (почти на $400 млн) и Казахстана (более чем на $220 млн). Однако с 1 ноября 2021 года РФ прекратила поставки энергетического угля в Украину. А поскольку из-за колоссального роста цены на газ работать на голубом топливе энергогенерации стало не просто невыгодно, а крайне убыточно, на старте отопительного сезона мы оказались в капкане.

 

Накануне этих событий премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил о том, что государство остро нуждается в угле. «В связи с высокой ценой на газ и дефицитом угля правительство прилагает все усилия, чтобы добывать его как можно больше. Угольная генерация - маневренная мощность, без нее никуда. В этом плане мы работаем с компаниями, которые сегодня активно контрактуют и везут уголь - и по железной дороге, и по морю», - сказал глава Кабмина.

 

Отметим, что в октябре 2021 года импортный уголь также взлетел в цене: в Европе за тонну давали 270 долларов, и это была самая высокая стоимость ресурса аж с 2008-го (потом она ушла вниз – до $150/т). Казалось бы, Украина могла извлечь из текущего момента выгоду, поскольку ежегодно экспортирует до 5 миллионов тонн угля. Но себестоимость его добычи на наших государственных шахтах чересчур велика - около 4 тысяч гривен за тонну, а за рубежом уголь тогда стоил порядка 3000 гривен. Не судьба подзаработать, поскольку в свое время не вложились в модернизацию этого сектора...

 

Отскочили на импорте

Тогда же оператор энергосистемы нашей страны «Укрэнерго» предупреждал, что запасы угля на теплоэлектростанциях составляют чуть больше 583 тысяч тонн – почти в 5 раз меньше, чем должно быть по плану. Тогда по всей Украине работали лишь три энергетических блока государственных ТЭС из 23 и 29 частных (из 46). В декабре запасов было 459 тысяч тонн угля - в два раза меньше необходимого. При этом ни на одной станции не были выполнены требования по минимальным его запасам. Хозяйственный подход, нечего сказать!

 

Однако чиновники народ успокаивали: все утрясется, все уладим. В середине января текущего года Денис Шмыгаль заявил, что отечественная энергетическая система обеспечена резервами топлива, которых достаточно для прохождения отопительного сезона без перебоев и срывов.

 

-Система работает стабильно, несмотря на пессимистические, а иногда и панические заявления отдельных политиков. Запасы угля продолжают расти, сейчас они превысили прошлогодние запасы на аналогичный период. Есть достаточные запасы мощности на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях, - сказал Денис Шмыгаль.

 

В Министерстве энергетики также констатировали, что ситуация стабилизировалась, а поставки угля по итогам января превысили его потребление. В ведомстве заявили, что запасов ресурса на складах ТЭС на 200 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Достичь этого удалось, естественно, не за счет собственной добычи (хотя, как заверяют в правительстве, с начала 2022-го она выросла почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го), а посредством импорта.

В последнее время уголь поставлялся в Украину из Южно-Африканской Республики, США, Казахстана, Польши, Австралии и т.д. Так, на прошлой неделе прибыло судно со 160 тысячами тонн угля из Колумбии для компании «Центрэнерго». До конца февраля она ожидает еще два судна с таким грузом общим объемом в 214 тыс. тонн. Всего в течение февраля-марта в Украину прибудет восемь судов с 700 тысячами тонн угля.

 

Министр энергетики Германа Галущенко заявил, что стабильный рост запасов на складах тепловой генерации продолжается, и на сегодняшний день они составляют уже 841 тысячу тонн. В целом с ноября 2021 года нашу страну уже посетили 17 судов с энергетическим углем – 1,3 млн тонн. Тем, собственно, и живем – уничтожаем свое, а кормим чужих...

 

Уход в отказ: «объятия» Европы

Вместе с тем, проблемы Украины на угольной стезе не то что не исчерпаны, а только начинаются. Достаточно обратить внимание на следующий факт: установив тарифы на электроэнергию, наше правительство не приняло во внимание, что они не покрывают расходов на добычу угля и производство тока частными компаниями.

 

При этом государственные шахты продавать уголь по рыночным ценам права не имеют, поскольку есть ограничения на стоимость электроэнергии, а цена угля составляет около 80% тарифа на электричество от ТЭС. Разница между себестоимостью его добычи и ценой для «Центрэнерго» покрывается за счет бюджета, на что ежегодно уходят миллиарды гривен. То есть наша энергетическая политика как была несбалансированной, так и остается в зачаточном состоянии. Да и средства, выделяемые на поддержку угольной отрасли, - это капля в море, которая к тому же в основном идет на погашение долгов перед шахтерами. Вот она какая - забота о национальном производителе и национальных же интересах во всей красе!

Таким образом, зависимость Украины от импорта угля будет только увеличиваться. А цены на него в мире, между прочим, продолжают расти. И в этих непростых условиях мы хотим до 2023 года отключиться от российских и белорусских энергетических сетей в пользу синхронизации с европейскими.

 

Так,17 декабря 2021-го Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, приняла решение о сертификации «Укрэнерго» с ENTSO-E - европейской сетью, объединяющей 43 оператора в 36 странах Европы. Консорциум уже подтвердил возможность синхронизации с нашей энергосистемой в рамках реализация проекта «Энергетический мост «Украина-ЕС». Для этого наша страна инвестировала более 600 миллионов евро в модернизацию собственных сетей.

 

- Технически мы готовы почти на 100%, чтобы в 2023 году Украина присоединилась к энергетической системе Европы. Наши коллеги из Всемирного банка оценили экономические преимущества синхронизации в 1,5 миллиарда долларов. С 24 по 26 февраля Украина отсоединится от энергосистем России и Беларуси, чтобы протестировать изолированный режим работы, - заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.

 

И добавил, что помимо финансовой выгоды есть и другие аспекты: энергетическая безопасность и независимость, прозрачность и демонополизация, экспортные возможности, обновление устаревшей инфраструктуры, развитие новых технологий хранения энергии и... декарбонизация. То есть все тот же отказ от развития угольной промышленности.

 

В общем, полная ерунда получается. Угля нам катастрофически не хватает - раз. Есть команда отказаться от собственной его добычи - два. Покупаем за большие деньги ресурс за рубежом - три, причем внешний мир на фоне «климатических обострений» и роста цены на газ окончательно от возврата в угольную гавань не отказывается. Это уже даже не очередной прогиб перед коллективным Западом, а энергетический шпагат...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция