Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » Куда полетели вертолеты Авакова? История вопроса

Куда полетели вертолеты Авакова? История вопроса

Категорія: Позиція, Статті, Економіка
Куда полетели вертолеты Авакова? История вопроса Мало кому известно, но Арсен Борисович Аваков в 1990-е годы прошлого века имел успешный опыт меценатства в культурной сфере. Самым заметным его детищем был один из крупнейших на постсоветском пространстве фестиваль «Звездный мост».

Он проводился ежегодно в Харькове, начиная с 1999 года. На мероприятие съезжались писатели-фантасты пообщаться о «параллельных вселенных», а также получить заслуженные премии за особо выдающиеся произведения.
Основной спонсор фестиваля Арсен Аваков в 2005-2010 годах был главой Харьковской областной администрации и всячески благоприятствовал «звездным» начинаниям. В 2012 году замечательный проект закрылся, и вовсе не из-за нехватки финансов, а по причине конфликтов между областной и городской властью. «Звездного моста» мир больше не видел.

В 2014 году Арсен Борисович стал министром внутренних дел Украины, и оставался в должности до 2021 года. Этого времени хватило, чтоб реализовать свое давнее увлечение небом и попутно послужить интересам своего ведомства. Опираясь на утверждение о том, что «авиационная система безопасности построена на вертолетном присутствии», Арсен Аваков весной 2018 года подписал с французской стороной соглашение о приобретении 55 вертолетов Airbus Helicopters для нужд Нацполиции, Нацгвардии, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и пограничной службы. С его слов уже в конце 2018-го «первые два вертолета мы уже получили – один из них уже передан Нацгвардии, второй ГСЧС. Еще два прилетят 14-15 января».

Потом «прилетело» от государственного «Украинского авиационного транспортного предприятия «Хорив-Авиа». По их сведениям, 21 вертолет из 55 – по договору «бывшие в употреблении». Так, в документации системы закупок ProZorro отмечалось, что б/у вертолеты Н225 «могут иметь различия… в силу первобытных требований их первого владельца». Все вертолеты обошлись госбюджету в 555млн евро. На закупку пошло 485 млн евро, а 70 млн – на техническое обслуживание с использованием б\у запчастей и оборудования. Эти деньги были взяты в долг у Франции под 1% годовых, чтобы Украина за эти же средства приобрела весь этот «секонд». Польша до сих пор судится с французской стороной по этим вертолетам, из-за того, что вовремя «побачила, що очі купували». Решила не брать.

По условиям соглашения, вертолеты должны быть доставлены в Украину до 31 декабря 2022 года. Если верить словам бывшего министра МВД, первые четыре прибыли в конце 2018 – начале 2019 года. Из открытых источников удалось выяснить, что на протяжении 2020-2021 годов парк Нацполиции полнился восемью единицами летательных аппаратов. В первой половине февраля 2022 года в Украину поступили еще шесть вертолетов Airbus Helicopters. Итого – 18. Больше информации о контрактных поставках не нашлось. А до окончания соглашения остались считанные месяцы. Но мы верим и ждем финальные партии.

Но и с поступившими в Украину воздушными судами не все так просто. Нам сообщали, что чужой авиапром отправил вертолеты, нам показывали, как они приземлялись на украинской земле, но о том, как задействованы в работе – как-то все туманно. Ну не видно, как они работают в небе. Весь «ютуб» перешерстила – не нашла.

Вот, например, в апреле 2020 года СМИ поделились новостью, что члены правительства Ермак и Данилов, включая Авакова, облетели на вертолете районы лесных пожаров в Житомирской области. Информативности материалу не хватило ремарки, а на том ли летали вертолете, что Арсен Аваков закупил у Франции? Ну, если пиарят факт поставок, почему бы не сообщить, что, мол, вот товар лицом – купленный Airbus в деле, как говорится. При этом известно, что в парке МВД на тот момент было 4 вертолета, которые еще в 2014 году были изъяты у частных компаний. И думай теперь, в каком воздушном судне пожарища осматривали.

В заключение добавим, что вертолеты, которых не видно в небе – это было только начало. Позже МВД выказало готовность подписать контракт с французской компанией OCEA о строительстве патрульных пограничных кораблей. Стоимость проекта - 136 миллионов евро. Если бы Арсен Борисович задержался на посту министра, пожалуй, и о будущих закупках межгалактических тарелок призадумался бы. Звезды, знаете ли, манят.
Наталья ЕРМАКОВА