Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зима близко: какие меры подготовки предпринимают украинские ритейлеры?

Зима близко: какие меры подготовки предпринимают украинские ритейлеры?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Зима близко: какие меры подготовки предпринимают украинские ритейлеры? Из-за войны, уже имеющихся разрушений и потенциальных рисков для критической инфраструктуры предстоящая зима в Украине, вероятно, будет самой тяжелой для нашей страны. Украинцам уже сообщили, что в квартирах с централизованным отоплением температура может быть ощутимо ниже, чем мы привыкли — около 16-17 градусов Цельсия. Поэтому многие уже купили обогреватели или занимаются этим вопросом.

Холодный сезон может доставить хлопот и сфере розничной торговли. Причем представителям ритейла нужно предпринять куда больше усилий, чем простым украинцам, учесть самые разные риски (включая возможные перебои с электроснабжением и/или поставками газа) и фактически уже сейчас заканчивать подготовку к сложной зиме.

Что же предприняли украинские ритейлеры, чтобы избежать нежелательных форс-мажоров из-за холодов? Разобраться в этом нам помогут руководители украинских ТРЦ и представители харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», которые совсем недавно (в начале сентября) прошли первое испытание полным блэкаутом в Харькове.

Снижение потерь тепла и экономия

Еще не так давно в нашей стране вопросы сохранения тепла считались вторичными и уступали банально интенсивному обогреву. Уж для простых (не коммерческих) потребителей с централизованным отоплением и без индивидуальных приборов учета тепла главное, чтобы батареи были горячими, а тогда и холода не будет. При этих условиях, наоборот, вероятно, понадобится даже приоткрывать окна, когда за окном не минус, а оттепель.

На фоне подорожания теплоносителей в последние годы в Украине ситуация стала меняться и приближаться к тому, что уже давно является правилом для большинства европейских стран. Определяющий момент — снизить потери тепла, чтобы экономить на обогреве. Именно при таких условиях можно пережить зиму в самых сложных обстоятельствах.

От снижения потерь тепла отталкиваются и многие руководители торговых и торгово-развлекательных центров, ритейлеров в нашей стране. В сети «КЛАСС» в Харькове тоже уделяют внимание мерам по повышению энергоэффективности. А допустим, утепление фасада и качественное остекление в городе, который остается под угрозой ракетных обстрелов из Белгорода, являются не такой уж и тривиальной задачей. Задача минимум в таких условиях — эффективно устранять все повреждения, проверять и поддерживать герметичность дверных блоков и окон.

Как отмечают представители сети «КЛАСС» в Харькове для снижения расходов в отопительный сезон нужно минимум два момента:

  • аудит конструкций (фасадов, окон, дверных проемов) для исключения непредвиденных потерь тепла. Для этого, кстати, не нужно каких-то очень сложных процедур — проверить объект можно при помощи компактного тепловизора, наглядно демонстрирующего слабо утепленные участки помещений.
  • модернизация оборудования для снижения расхода энергетических ресурсов. Самый простой пример, дополнение традиционных систем обогрева терморегуляторами, которые помогут поддерживать оптимальный микроклимат без перегрева. Продвинутое инженерное оборудование включает автоматизированные решения, контролирующие разные системы, в том числе вентиляцию, освещение и т.д.

Отдельный момент — пересмотр температурного режима в холодный сезон. Если раньше в украинских ТРЦ зимой было зачастую теплее 20 градусов Цельсия, то в непростых нынешних условиях, можно опустить это значение до 16-18 градусов. И это тоже выльется в солидную экономию.

В явно более спокойном Киеве собственники ТЦ и ТРЦ могут работать по снижению потерь тепла основательнее. Отдельные торговые центры занимаются подготовкой к зиме еще с начала лета, когда прямые военные угрозы для столицы стали менее актуальными. У них даже имеется целая программа, в которой есть пункты не только по снижению потерь тепла, но и по оптимизации затрат на энергоносители, а также альтернативный обогрев на случай отсутствия газа. Последний пункт — это фактически автономная система с дополнительным оборудованием, например, электроприборами или же котлами, работающими на других видах топлива — пеллетах и т.д.

Разные сценарии на зиму

У многих владельцев ТРЦ и супермаркетов в Украине на предстоящую зиму имеется как основной (благоприятный), так и запасной (форс-мажорный) план. В большинстве компаний проблема в виде отключения света или прекращения подачи газа на объект — это внештатная ситуация, к которой персонал должен быть готов. Но одно дело учения, а другое — реальный форс-мажор, отмечают в сети «КЛАСС». Конечно же, за эти 7 месяцев войны украинцы стали одной из самых стрессоустойчивых наций мира, но наступление самого негативного сценария отопительного сезона лучше не допускать.

При этом нужно понимать, что обычно запасной план — это не не про то, когда собственник объекта готовиться всю зиму отапливать супермаркет или ТРЦ дровами или другим альтернативным теплоносителем. Подобным образом можно обеспечить работу только аварийных систем или же «протянуть» в течение нескольких дней (или часов) до устранения чрезвычайного происшествия — отключения света, перебоев с газом и т.д.

А еще в рамках подготовки к неблагоприятным зимним сценариям можно и нужно закупать газ в летнее время, когда цена на него ниже. Самые дальновидные ритейлеры и собственники торговых центров в Украине подобным образом действовали и в предыдущие годы. Не отказались они от такого подхода и сейчас.

Совместная работа с арендаторами

В нормальных условиях работы зимой заинтересованы не только владельцы торговых центров, но и арендаторы их площадей. Поэтому многие собственники ТРЦ стремятся готовиться к отопительному сезону не самостоятельно, а совместными усилиями. В Киеве многим арендаторам поступали предложения внести предоплату на закупку газа по фиксированной цене. Это один из способов минимизации риска оказаться без энергоносителей зимой.

Арендаторам также могут предлагать устанавливать дополнительные средства обогрева или же использовать для этих целей имеющиеся системы кондиционирования, подчеркивают в сети «КЛАСС».

Якорные арендаторы (чаще всего крупные ритейлеры) в торговых центрах зачастую сами выступают инициаторами серьезной подготовки к зиме и самостоятельно занимаются разными аспектами этой работы. Например, они модернизируют имеющиеся отопительные системы, меняют устаревшие радиаторы на новые и т.д. Предполагая снижение температурного режима в торговых центрах этой зимой, самые дальновидные и ответственные арендаторы уже занялись закупкой теплой одежды для своего персонала, завершили переход на электрические системы обогрева, например, заменили используемые ранее водяные тепловые завесы электрическими. 

А если отключат свет?

Еще один реальный форс-мажор для ритейлеров и владельцев торговых центров в Украине — перебои с электроснабжением. На этот случай разрабатываются аварийные планы действий. В них обычно затрагиваются разные моменты. Это и эвакуация в момент наступления блэкаута, и вопросы сохранения материально-технического обеспечения ТРЦ и арендаторов в условиях низких температур, особенности консервации оборудования, если сбой будет носить не временный, а долгосрочный характер.

План минимум для любого торгового центра — иметь эвакуационное освещение, работающее от аккумуляторов. В этом случае посетители и персонал смогут безопасно покинуть здание. А для обеспечения работы лифтов, серверных и другого оборудования на этот случай используются дизель-генераторы.

Нештатные ситуации прорабатываются и с персоналом. Например, сотрудники «КЛАССа» в Харькове прошли тренинги с сотрудниками Службы по чрезвычайным ситуациям, Красного Креста и полиции. А для них отключение света — это далеко не самый страшный и критичный форс-мажор.

Как говориться, предупрежден — значит вооружен. Возможно, что самых негативных сценариев этой зимой удастся избежать. Но готовыми торговые центры и ритейлеры должны быть к разному, включая отсутствие поставок газа и отключение электроэнергии.