Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Новые цены и новые продукты на полках украинских супермаркетов

Новые цены и новые продукты на полках украинских супермаркетов

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші
Новые цены и новые продукты на полках украинских супермаркетов О том, как сильно этой осенью подорожали куриные яйца в магазинах не жаловался, наверное, только ленивый. Рост цен в действительности характерен для многих продуктов питания в нашей стране, для чего есть много объективных факторов — война, курсовые изменения, нарушение логистических цепочек и т.д. В некоторых товарных категориях подорожание за год достигает 50+%, что с учетом тренда на снижение доходов украинцев — не лучшая новость не только для покупателей, но и для продавцов.

Но изменения на полках супермаркетов затрагивают не только ценники. Ощутимо меняется и ассортимент предлагаемых товаров. А ритейлерам, которые хотят отвечать запросам своих клиентов, нужно даже в военное время не только отслеживать соответствующие тенденции, но и искать возможности для расширения и улучшения ассортимента продукции.

Вместе с представителями харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» мы решили разобраться сразу в двух вопросах: как сильно подорожали продукты и какие новые товарные категории появились на полках украинских продуктовых магазинов в 2022 году.

Официальная инфляция около 25%, но реально цены на социально значимые товары поднялись сильнее

По данным Государственной службы статистики Украины, к осени инфляция приблизилась к отметке в 20%. При этом ситуация с продуктами питания даже хуже — почти 25%. Но реальная картина отличается от официальной, о чем можно сделать вывод, проанализировав ценники на полках магазинов.

Самым резонансным событием последнего времени стали новые цены на куриные яйца, которые в октябре 2022 года за десяток стоят под 70-75 грн. Годом ранее они были минимум в 2 раза дешевле — до 35 грн. Получается что прирост цен составил порядка 110%.

Как отмечают в сети «КЛАСС», еще весной с яйцами наблюдалась совершенно другая ситуация — цены были даже ниже, чем до начала полномасштабной войны. Десяток можно было купить за 28-30 грн. Сильный скачок цен произошел в начале осени. Свою роль сыграл не только традиционный фактор сезонности, но и прекращение работы многих птицефабрик из-за боевых действий в восточных и южных областях Украины.

Пока явно лучше обстоят дела с куриным мясом: да, килограмм филе подорожал за год с октября 2021 года, но приблизительно на 13-15%. Хотя производители все же не дают особо оптимистичных прогнозов — из-за того, что издержки на содержание птицы растут, стоимость конечной продукции тоже будет изменяться — и явно не в пользу кошельков покупателей.

Из других социальных товаров сильнее всех в цене прибавил сахар — около 90% роста за год. Существенно подорожала и молочная продукция. Например, ценники на молоко выросли на 50%, а на сливочное масло — до 20%. Весьма неоднозначна ситуация с крупами. За год было немало скачков в разные стороны. Но восходящий тренд все равно явный. Например, гречка сейчас стоит на треть больше, чем год назад.

Самым стабильным из социальной категории пока что остается растительное масло. Как отмечают в сети «КЛАСС», его цена за год поднялась всего на 2%.

Среди овощей и фруктов без подорожания только яблоки

Эксперты продовольственного рынка убеждены, что война сильнее всего сказалась на ценах овощей и фруктов. Во-первых, большая доля этой товарной категории попадала на полки украинских магазинов из-за рубежа. Сейчас поставки из того же Египта и Турции осуществляются не морским транспортом, а автомобильными фурами, что повлекло рост логистических издержек (а ведь и курс гривны просел).

Во-вторых, солидная часть отечественного производства сезонных фруктов (и овощей тоже) остается сосредоточена в регионах, которые непосредственно вовлечены в боевые действия. В результате дефицит и еще один фактор роста цен.

В течение 2022 года стоимость огурцов и помидоров увеличилась практически в 2 раза. Не столь сильно подорожала свекла — где-то на 75%, а морковь — приблизительно на 50%. Анти рекорд поставил репчатый лук. Если осенью прошлого года его можно было купить за 13 гривен за кг, то сейчас — он стоит на 30 грн дороже — выше 40 грн/кг.

На этом фоне хоть слегка радует то, что картофель почти не подорожал (рост ниже уровня инфляции — всего 6%).

С фруктами ситуация не лучше. Сильно выросли в цене бананы (+130%), которые являются несомненным лидером по популярности у украинцев. Цитрусовые подорожали на 70%. И только яблоки стали исключением из правил. Они даже подешевели на 1% на фоне стоимости осени 2021 года.

К основным факторам повышения цен представители сети супермаркетов «КЛАСС» относят:

  • рост издержек производителей (в особенности на топливо);
  • нарушения привычных логистических цепочек;
  • разрушения инфраструктуры и производственных мощностей;
  • валютные изменения (если речь идет об импортируемых продуктах).
 
Пока позитивных прогнозов экономисты и чиновники в НБУ не дают. Хотя если война закончится в 2023 году, то ситуация может быстро начать улучшаться. Но пока есть все основания предполагать, что цены на продукты питания (и не только) и дальше будут ползти вверх.

Война войной, а расширять ассортимент надо
На фоне войны и негативных ценовых тенденций украинские продуктовые ритейлеры все равно продолжают работу по совершенствованию своего ассортимента. Это насущная необходимость для любой торговой сети, которая работает на перспективу.

Кстати, допустим для упоминаемой выше сети «КЛАСС» из Харькова расширение ассортимента — это даже более актуальная и нужна сейчас задача, чем допустим, для ритейлеров из центральных или западных областей страны. Немало поставщиков и производителей, с которыми компания работала до полномасштабной войны, сейчас оказались недоступны (под оккупацией, производственные мощности разрушены, находятся вблизи боевых действий и т.д.).

Что же происходит с ассортиментом в 2022 году? Несмотря на войну основные тенденции не меняются:

  1. ЗОЖ «рулит». Тренд на здоровый образ жизни и соответствующее питание актуален для Украины не первый год. Диетические, спортивные и просто более натуральные продукты уже стали завсегдатаями полок украинских супермаркетов. Если пару лет назад нормой стали вегетарианские категории, а еще раньше — различные напитки без сахара, то сегодня соответствующий ассортимент еще шире. Сейчас на полках многих ритейлеров есть и фермерские продукты, и безлактозное молоко, и безглютеновые крупы, хлебцы и т.д. Самый простой способ предложения подобных категорий продуктов — отдельные витрины и полки в самом торговом зале, а также специальная категория в онлайн-магазине. К сегменту ЗОЖ можно отнести и диабетические товары. Но лишь отчасти, ведь эти продукты все же нацелены на конкретную целевую аудиторию — людей с сахарным диабетом. Как отмечают в сети «КЛАСС», соответствующий отдел в их супермаркетах имеется уже много лет. Но его ассортимент продолжает расширяться: к кондитерским изделиям без сахара добавляются различные соусы, напитки и многое другое.  
  2. Больше «быстрой еды». Раньше купить хот-дог или пиццу to go можно было разве что в кафе, пиццериях или других заведениях общественного питания. Сейчас эту категорию спроса готовы удовлетворять и многие супермаркеты. Именно поэтому украинские ритейлеры активно развивают такие категории своих товаров, как «кондитерская» и «кулинария». Эти товары востребованы посетителями, а ритейлеры с их помощью навязывают нешуточную конкуренцию заведениям HoReCa. Ассортимент готовых (но свежих) блюд в различных супермаркетах уже порой исчисляется сотнями позиций. В том же «КЛАССе» можно на завтрак купить десерт с кофе, на обед — салат, гарнир, котлеты (другое мясное блюдо), а на ужин — допустим, роллы или что-то другое.
  3. Своя пекарня как конкурентное преимущество. Еще один способ повышения качества ассортимента для ритейлеров — это развитие категории собственной выпечки. Хлебобулочные изделия востребованы всегда, и война это только подтвердила. Сейчас практически все супермаркеты стремятся предложить свежую выпечку своего производства. А те ритейлеры, которые давно «в теме», — активно наращивают ассортимент, вот почему украинцев уже не удивить ни круассанами, ни багетами, ни чиабатами, ни маффинами, ни другими пекарскими изделиями. В ближайшее время этот тренд должен только усиливаться.
 
В общем, даже не в самые светлые времена, украинский ритейл стремится к развитию и хочет радовать, приятно удивлять своих клиентов.