Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Обнадеживающие новости для украинского ритейла в конце 2022 года

Обнадеживающие новости для украинского ритейла в конце 2022 года

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Обнадеживающие новости для украинского ритейла в конце 2022 годаПолномасштабная война, которая длится уже почти 10 месяцев, конечно же, оказала серьезное влияние на потребительские настроения украинцев. Паника в начале вторжения сменилась постепенным привыканием к новым реалиям, где падение покупательской способности «идет» рука об руку с высоким уровнем неопределенности, многочисленными рисками и угрозами. 


Конечно же, о каких-то позитивных трендах для украинского ритейла в такой ситуации говорить сложно. Но как минимум обнадеживающие новости есть и для бизнеса, и для самих украинцев. Во многом связаны они с реальными успехами Вооруженных сил Украины на поле боя — освобождением Харьковской области, возвращением Херсона, усилением ПВО и т.д. Кроме того уже совсем рядом новогодние праздники — традиционное время шоппинга. Да, в этом году это будет совсем другой Новый год и Рождество, но ритейл вполне обосновано может ждать роста продаж и прибыли.

 

Вместе с представителями харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» мы расскажем о том, как оживает бизнес-среда в Харькове этой осенью. А еще попытаемся дать краткосрочный прогноз для украинского рынка розничной торговли в целом, основываясь на результатах нескольких свежих исследований.

 

Сильный эффект освобождения на харьковском примере

 

Изменения бизнес-климата в Харькове на фоне перемен на фронте особенно показательны. Условно тут можно выделить две волны спада и подъема:

 

  • первое большое падение пришлось на конец февраля и начало марта. Шок полномасштабной войны и активные боевые действия на окраинах города заставили покинуть родной город большое количество людей (по разным оценкам до миллиона жителей). Прекратили работу и многие бизнесы, включая и некоторых представителей розничной торговли;
  • первое оживление пришлось на вторую половину весны. Риск захвата Харькова снизился почти до нуля, вынужденные переселенцы начали возвращаться домой, запустились некоторые предприятия, предприняли удачную (или неудачную) попытку открытия отдельные бизнесы;
  • вторая волна падения — почти все лето. В этот период россия перешла по отношению к Харькову на тактику ракетного террора. Не имея возможности захватить город, враг чуть ли не каждую ночь (а иногда и среди белого дня) устраивал ракетные обстрелы. Некоторые вернувшиеся ранее харьковчане снова уехали, а те, кто раздумывал возвращаться, отказались от этой идеи. И в целом столь небезопасная обстановка была очень неблагоприятна для бизнеса;
  • второе оживление. Началось в сентябре и продолжается и по сей день. В начале осени ВСУ начали контрнаступление в Харьковской области и практически полностью освободили ее от врага. Непосредственно в Харькове стало ощутимо спокойнее. В городе, вероятно, усилили средства ПВО. После массовых обстрелов энергетической инфраструктуры ситуация со светом в Харькове оказалась непростой, но в том же Киеве или Днепре она не лучше, а скорее хуже. А это стало еще одним стимулом для возвращения людей и оживления бизнес-активности.

 

Эти волны, конечно же, хорошо ощутили и представители харьковской розничной торговли. Сеть супермаркетов «КЛАСС» не прекращала свою работу. Первые месяцы войны испытывала самые серьезные тяготы (включая повреждения торговых центров в результате обстрелов), отток и дефицит кадров, снижение объемом продаж. Летом положение дел тоже нельзя было назвать действительно хорошим. И вот с сентября ситуация начала стремительно меняться к лучшему. 

 

Вот тогда на парковках «КЛАССа» снова стало битком набито машин, причем не только по пятницам вечером и в выходные. Тогда полу пустующие торговые залы сменились более привычным толпами. Именно с тех пор ощутимо улучшилась ситуация с кадрами, когда желающих устроиться работать в торговую сеть стало снова больше, чем требуется. А еще снова на прилавках появились товары тех харьковских производителей, которые по разным причинам весной и летом работать не могли. 

 

От довоенных показателей и «КЛАСС», и другие продуктовые ритейлеры, конечно же, еще далеки. Но позитивная динамика последних месяцев 2022 года вселяет оптимизм. И это несмотря на сохраняющуюся угрозу ракетных ударов из Белгородской области, риски блэкаута, стабилизационные отключения света.

 

Потребительские настроения украинцев улучшились

 

Бизнес-активность растет не только в Харькове, а по всей стране (за исключением, понятное дело, оккупированных территорий и прифронтовых зон). Позитивные тенденции отмечают представители агентства Info Sapiens, которые регулярно изучают потребительское настроение украинцев.

 

В ноябре соответствующий индекс вырос на 1.6 пункта на фоне октября 2022 года. Позитивные изменения касаются и индекса текущего положения потребления (+2.3 пункта на фоне октября), правда, тут отставание на фоне аналогичного прошлогоднего периода приближается к 18 пунктам. 

 

Помимо улучшения потребительских настроений незначительно выросло текущее материальное положение и ожидания по его дальнейшему улучшению. А вот негативные ожидания (инфляционные, девальвационные, по безработице) наоборот снизились.

 

О чем это говорит? Украинцы даже на фоне сложного положения в энергетической системе страны настроены скорее оптимистично, чем пессимистично. Они чувствуют себя чуть увереннее в материальном аспекте (хоть и не так, как до начала полномасштабной войны, но все же). Более того, они меньше переживают насчет обесценивания гривны, роста цен, потери работы. 

 

Все это является, как минимум, позитивным сигналом для украинского бизнеса. Да, пока еще рано говорить о скором экономическом росте, но определенная стабилизация уже есть, по крайней мере, на психологическом уровне.

 

Новогоднему шопингу быть!

 

На сдержанный оптимизм настраивают и результаты еще одного исследования. На этот раз от Deloitte. Компания проанализирована то, как собираются украинцы праздновать предстоящий Новый год и Рождество. Главный вывод таков: хоть эти праздники и пройдут во время войны, традиционный шопинг все равно будет.

 

Вот несколько цифр по результатам проведенного исследования:

 

  • 61% украинцев собираются делать новогодние покупки несмотря на войну;
  • практически все сократят свои траты на фоне прошлого года, но в любом случае у половины опрошенных бюджет на праздничный шопинг будет колебаться от 1000 до 5000 грн;
  • главными подарками станут товары для детей и продукты питания;
  • при праздничном шопинге украинцы будут присматриваться к товарам со скидками, а также опираться на уже имеющийся опыт (покупательские привычки);
  • два из трех украинцев часть своего бюджета на покупки перед Новым годом планируют потратить на донаты ВСУ или тем, кто пострадал от войны;
  • 63% респондентов откажутся от покупки на праздники продукции тех компаний, которые не ушли с российского рынка.

 

И еще один тренд — большинство украинцев (60%) собираются делать покупки к Новому году офлайн, то есть в торговых центрах, супермаркетах и других физических точках продаж.

 

В сети «КЛАСС» также отмечают, что из-за высокого уровня неопределенности традиционные новогодние закупки, вероятно, придутся на вторую половину декабря. Именно на это время планируются основные промо-акции и другие маркетинговые мероприятия.