Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сладкие тренды или что происходит на рынке кондитерских изделий Украины?

Сладкие тренды или что происходит на рынке кондитерских изделий Украины?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Сладкие тренды или что происходит на рынке кондитерских изделий Украины? После того как шок из-за полномасштабного вторжения россии в Украину прошел, кондитерский сегмент начал постепенно адаптироваться к новым реалиям. Крупные производители, так или иначе, возобновили свою работу, а приостановку деятельности некоторых мелких производств компенсировало количественное снижение спроса, ведь число выехавших из страны украинцев исчисляется миллионами, включая множество детей, считающихся главными сладкоежками. 

Конкретных показателей роста или падения рынка кондитерских изделий по результатам 2022 года пока что нет. Но важные тренды уже известны, причем основные выводы делают не столько сами производители, сколько украинские ритейлеры. О главных трендах кондитерского рынка Украины военного времени мы и расскажем подробнее.


Сладости — как средство борьбы со стрессом


В 2022 году кондитерские изделия помогали украинцам справиться с психоэмоциональными потрясениями войны, вынужденного перемещения внутри страны, блэкаута и отключений света, угроз ракетных ударов и т.д. И это действительно глобальный тренд. Да, заедать стресс — это не очень полезно и правильно, но зашкаливающий уровень тревожности как-то нужно снижать, а сладости — это относительно доступное решение даже для наименее защищенных слоев населения.


Не понаслышке о роли сладкого в первые месяцы полномасштабной войны и непростые летние времена знают в Харькове. Как отмечают в сети супермаркетов «КЛАСС», именно кондитерская продукция шла в лидерах продаж после продуктов первой необходимости весной, летом и даже осенью.   


Как отмечают психологи, сладости — это основной продукт, ориентированный на эмоции человека. Понятное дело, что без них можно легко прожить, употребляя другие продукты, но вот ощущать при этом удовольствие и радость — куда более сложная задача. А когда сопутствующий негативный фон крайне высок, то сдаются даже самые главные ЗОЖ-ники и ценители стройной фигуры. В итоге именно шоколад, конфеты, печенье и другие сладости выступают источником эндорфинов, необходимых на фоне роста кортизола — гормона стресса. 


Что чаще всего покупали харьковчане в супермаркетах «КЛАСС» для самоуспокоения? Вот лидеры спроса среди кондитерских изделий:


 

  • шоколад;
  • зефир;
  • печенье и вафли;
  • мед и джемы;
  • пирожные, выпечка, торты.


Кстати, не стоит списывать рост популярности сладостей только на психологию. В начале войны печенье, вафли и пряники могли выполнять ту же самую роль, что и другие продукты первой необходимости — крупы, яйца, макароны и т.д., то есть обеспечить сытость в условиях дефицита на полках. А уже осенью — все кондитерские изделия, которые не нужно хранить в холодильнике, были весьма актуальными на фоне частых отключений света. Они не требуют приготовления и долго не портятся.


Вкусно, но недорого


Для украинских потребителей кондитерской продукции в 2022 году характерен общий тренд — экономия и поиски более доступных товаров. В условиях падения или отсутствия доходов логичнее выглядел бы полный отказ от необязательных сладостей, но с учетом вышеописанной тенденции этого не произошло. Просто украинцы начали искать более доступные товары, внимательнее присматриваться к промо акциям, то есть покупать то, что сейчас предлагается дешевле.


Как отмечают представители сети «КЛАСС» необходимость экономии заставила украинцев дольше стоять у полок соответствующих товарных категорий. Если раньше покупатели чаще сходу брали свое любимое печенье, шоколад или конфеты, то во время войны начали сравнивать цены. Иными словами даже при, казалось бы, несколько эмоциональной покупке сладостей украинцы стали более рациональными — избирательными и расчетливыми. Да, конечно же, спонтанные покупки шоколадного батончика не исключены, но в 8 случаях из 10 покупатель выберет более доступный вариант, чтобы не переплатить за порцию радости. 


Польза традиционно в фокусе


В период с конца весны и начала лета продуктовая торговля в целом стабилизировалась, а покупатели вернулись к некоторым старым привычкам. Среди них — повышенное внимание к составу кондитерских изделий, что стало трендом последних 5 лет. Более внимательно относиться к своему здоровью некоторые украинцы стали давно, массовой данная тенденция стала во время коронавирусной пандемии. Если в первые месяцы полномасштабной войны основные риски для здоровья были связаны с обстрелами, ракетными ударами и т.д., то вскоре фокус снова сместился на то, что именно употреблять в пищу.


Категория ЗОЖ-товаров в харьковской сети «КЛАСС» привычно популярной стала уже ближе к осени 2022 года. Именно тогда в Харьков начало возвращаться все больше людей, в том числе и из категории высоко платежного населения. В целом по Украине возобновление внимания к экологичности и пользе продуктов питания произошло даже раньше, а кондитерские изделия не стали исключением.


Казалось бы, кондитерские изделия не могут быть полезным, но это не так. Неслучайно высоким спросом пользуется зефир, который считается одной из самых диетических сладостей. Кроме того в категорию «здорового питания» так или иначе относятся некоторые виды печенья со злаками, хлебцы, арахисовые пасты, пастила, натуральные леденцы и мармелад, шоколад из кэроба, гранола и т.д. 


Кроме того при выборе менее полезных кондитерских изделий украинцы тоже старательно изучают этикетки и состав, стремясь ограничить употребление тех товаров, в которых много пальмового масла, других трансжиров, повышено содержание сахара, найти аналоги с полезными микроэлементами, витаминами и т.д.


Разная упаковка, но акцент на мобильность


В последние 3 года сохраняется тренд на семейные упаковки сладостей, то есть товары весом от 300-400 грамм. В 2022-м данную тенденцию «подогревало» стремление украинцев экономить, уверены представители сети «КЛАСС», ведь обычно чем больше фасовка, тем дешевле продукт в пересчете на единицу массы. Еще один фактор спроса на семейные упаковки — необходимость снизить количество визитов в магазин в прифронтовых городах и не только.


Вместе с этой тенденцией отмечается рост спроса и на удобные для формата to go упаковки. Кондитерские изделия такого вида хорошо подходят для быстрого перекуса, вписываются в быстрый темп жизни деловых людей. А риски блэкаутов и длительных отключений света лишь повысили выраженность этого тренда в конце 2022 года.


Более сложные рецепты


И представители кондитерских фабрик, и работники супермаркетов, которые наполняют ассортимент сладостей и выпечки продукцией собственного производства, отмечают еще один тренд на общее усложнение продукции. Когда-то украинцев устраивали обычные плитки шоколада без добавок, простейшие варианты печенья и другой сдобы, сейчас в них присутствует все больше различных начинок, добавляются прослойки, используется глазурь, посыпка и многое другое.


Подобные сложные рецептуры интересуют самых «опытных» сладкоежек. Они уже насытились простыми вариантами сладостей, хотят чего-то нового в плане форм, сочетаний, вкусовых качеств. Опять же, есть и прямая связь между стремлением к усложнению и психологией. Да, хорошо знакомая любимая сладость должна помогать бороться со стрессом, но постепенно эффект от нее снижается, поэтому надо использовать что-то эксклюзивное и новое.


В сети супермаркетов «КЛАСС» отмечают, что самые простые варианты сладостей, конечно же, тоже востребованы. Но, например, в собственном кондитерском отделе ритейлера все больше и больше сложных рецептов, эксклюзивных товаров с необычными начинками, оригинальной формой и т.д. Обычное печенье может и дальше делать большая фабрика, у которой производственная линия другое выдать не в состоянии, а вот от торговых сетей и малых кондитерских украинец хочет чего-то нового, а не устаревшего.


А какие отношения с кондитерскими изделиями сложились у вас во время войны? Экономите? Берете семейную или мобильную упаковку? Ищете проверенное или готовы к сладким экспериментам?