Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Тянут землю зубами за стебли. На себя, на себя!

Тянут землю зубами за стебли. На себя, на себя!

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Тянут землю зубами за стебли. На себя, на себя!За кулисами предвыборного цирка селян в любой момент могут лишить земли-кормилицы. Так считает автор статьи, мнение которого, как считает ПОЗИЦИЯ, заслуживает внимания.

 

В новой редакции Закона «О рынке земли» повышена предварительная оценка наделов, увеличен налог на землю. Вроде бы забота о крестьянах и государстве. Но на самом деле этот норматив практически 90% земледельцев отстранил от участия в земельном рынке.

 

Чтобы купить, к примеру, сотню гектаров (я уже не говорю о тысяче), нужно взять в банке $200 тысяч, предоставив в залог имущество (недвижимость, технику и т.д.) на сумму $60 тысяч. Причем выплачивать кредит придется минимум под 15% в течение десяти лет. Простому фермеру такие обязательства не по плечу, через два-три года он потеряет и залог, и землю. Зато подставным лицам, за которыми стоят денежные мешки, предоставляется прекрасная возможность нагреть руки. Не случайно, как только стало известно, что в проекте Закона «О рынке земли» прописано право фермерских хозяйств участвовать в купле-продаже сельхозугодий, они стали множиться как мухоморы после дождя. Причем любовью к земледелию резко воспылали в основном разнокалиберные чиновники, которые и плодили эти хозяйства.

 

Подобное мы уже проходили. Когда в 1992 году был принят Закон «О фермерском (крестьянском) хозяйстве», в соответствии с которым фермеру полагалось бесплатно до 50 гектаров земли в вечное пользование с правом передачи в наследство и до 100 гектаров в аренду, все мало-мальски значимые чиновники или их близкие родственники бросились фермерствовать. Правда, их деятельность в основном сводилась к тому, чтобы осенью с председателем колхоза поделить наличку, вырученную за «фермерское» зерно. А пахали, сеяли и убирали поля колхозные механизаторы на колхозной технике. Стали нищими колхозы – сплыло и псевдофермерство. Но земля в собственности осталась!

 

Корыто не резиновое

 

По сути, сценарий приватизации земли идентичен преступной приватизации объектов национальной промышленности. Во времена пресловутой ваучеризации тоже много говорили об эффективном собственнике заводов, фабрик и пароходов. В результате отечественная промышленность кормит десяток миллиардеров и несколько сотен миллионеров, наживающихся в основном на экспорте и импорте.

 

Но если промышленность когда-нибудь еще можно теоретически возродить для насыщения внутреннего рынка собственными товарами, с потерей земли украинцы лишатся всех перспектив. Действующая система распаивания – заранее спланированная акция, направленная на создание возможностей скупки земли за бесценок. И хорошо еще, если только отечественными толстосумами, десять процентов которых от всего населения страны уже сегодня хозяйничают (не путать с хозяйствуют!) на 40% черноземов. Кто они? Поинтересуйтесь, если не лень, названиями агрохолдингов, корпораций, крупных зернотрейдеров. Сплошной английский, немецкий и прочие иностранные языки, в лучшем случае в нашей транскрипции. При этом почти все руководители – граждане со славянскими фамилиями. Это свидетельствует лишь об одном: финансовым тузам нечего выкладывать 500 триллионов долларов за украинские черноземы (приблизительно во столько они оцениваются по меркам земельного кадастра еще советских времен), толстосумы выжмут из них все до последней капли более дешевыми способами.

 

Рынок жалости не знает

 

Кто же сегодня пашет нашу землю? Приведу два примера. Не для того, чтобы поставить под сомнение честность ведения бизнеса. Скорее – для наглядности перспектив земельной реформы, чтобы крестьяне осознали в ней свое место.

 

Корпорация Ukrlandfarming. Зарегистрирована на Кипре. Принадлежит вроде бы нашему соотечественнику. В 2010 году контролировала 150 тысяч гектаров земли для производства зерновых и продукции животноводства: содержала 25 тысяч голов крупного рогатого скота, производила молоко, говядину и свинину. Владеет 18 мясокомбинатами, двумя заводами по переработке кожи. В прошлом году компания занимала 20% отечественного рынка говядины, обеспечивала 75% экспорта этой продукции. Мощности для хранения зерна составляют один миллион тонн.

 

Казалось, куда бы уж далее. Но в 2011-м Ukrlandfarming приобрела контрольные пакеты акций двух других агровеликанов, крепко прописавшихся на украинской земле, – корпорации «Райз» и «Дакор Агро Холдинг». Первая была создана в 1992 году, занималась выращиванием зерновых, имела высокую репутацию, несколько элеваторов, сахарный завод, 180 тысяч гектаров земли, 50 тысяч из которых прикупила за последние два года. А западноукраинская компания «Дакор Агро Холдинг» – один из мощнейших в стране производителей зерновых и сахара. При общем земельном банке в 106 тысяч гектаров в 2010 году холдинг засеял лишь 66 тысяч.

 

После поглощения конкурентов земельный банк Ukrlandfrming увеличился почти втрое и нынче составляет порядка 450 тысяч гектаров! Контроль над корпорацией принадлежит видному украинскому олигарху Олегу Бахматюку, который, по слухам, финансирует «Фронт Змін» Арсения Яценюка.

 

Корпорация «Кернел Холдинг» (торговые марки «Чумак Домашня», «Чумак Золота», «Любонька», «Щедрий дар») – один из крупнейших экспортеров зерна и производителей подсолнечного масла в Украине. В 2010-м обрабатывала приблизительно 100 тысяч гектаров земли. Владела тремя маслоэкстракционными заводами мощностью 730 тысяч тонн подсолнечного масла в год, заводом по производству рафинированного масла, терминалом по перевалке зерновых и элеваторами совокупной мощностью 1,7 миллиона тонн одновременного хранения, шестью сахарными заводами, 24 сельскохозяйственными предприятиями и четырьмя торговыми центрами. В 2011 году выкупила 70% акций крупнейшего доселе вертикально интегрированного агрохолдинга «Сахарный союз «Укррос», которому принадлежат пять сахарных заводов мощностью 25,6 тысяч тонн сахара в сутки, земельный банк в 100 тысяч гектаров черноземов и три элеватора общей мощностью в 152 тысячи тонн. Почетный президент «Кернел Холдинг» – народный депутат от Партии регионов Андрей Веревский (№7 в списке двухсот богатейших людей Украины).

 

Обречены на вымирание

 

Подобное бизнес-слияние, а точнее перманентная монополизация сельскохозяйственного рынка, прежде всего приводит к синхронному подорожанию продуктов питания. Хотя, по статистике, полки не пустуют, товаров вроде бы в изобилии. Но правительство и Антимонопольный комитет почему-то никак не могут найти виновников ценового беспредела и лишь подписывают с монополистами меморандумы о намерениях, которые, как правило, не выполняются. Если крупнотоварное производство на основе частной собственности на землю и перерабатывающих предприятий (а именно курс на него прослеживается после ликвидации колхозов и экспериментов с фермерством) будет развиваться такими же темпами и в том же направлении, не исключено, что в скором времени с правительством ни о каких меморандумах о сдерживании цен вообще никто не будет говорить. Так как государство потеряет всякий контроль над сельскохозяйственной отраслью.

 

Но мы пока не об этом. Нас интересует элементарная арифметика. Итак, две вышеупомянутых корпорации хозяйствуют (на этот раз согласимся на такой термин) почти на 500 тысячах гектарах земли. Если исходить из того, что средний земельный пай в Украине – около 5га, это значит, что минимум 100 тысяч крестьян (где-то пятьсот крупных сел) тем или иным образом лишились своих земельных паев и загнаны на приусадебные участки, чтобы выживать за счет натурального хозяйствования. Так это только два примера. А ведь холдинги с капиталом неизвестного происхождения в общей сложности контролируют, по мнению экспертов, до 25% пахотной земли!

 

Да, у них производительность на две головы выше, чем у большинства фермерских хозяйств, и доходы соответственно. Но они на это и нацелены – получить как можно большую прибыль. Ведь без этого капитал – не капитал.

 

А вот социальное развитие села им, по большому счету, до лампочки. Им, прежде всего, нужна земля и некоторое количество рабочих рук, чтобы выращивать на ней то, что востребовано за рубежом и дает быстрый результат: в растениеводстве – пшеницу, кукурузу, рапс, подсолнечник, в животноводстве – кур. Остальные отрасли (овощеводство, садоводство, молочное хозяйство, свиноводство, то есть та сельхозпродукция, которая испокон веков потребляется внутри страны) переложены на плечи средних, фермерских и личных крестьянских хозяйств. Заметим, сегодня они вырабатывают свыше 70% этой сельхозпродукции. При этом селяне не получают надлежащей государственной поддержки, которую почти стопроцентно поглощают украинские «тяжеловесы» с иностранной пропиской.

 

Односторонний курс на развитие крупнотоварного производства после всех перипетий с «ускоренными реформами в аграрном секторе» губителен. Об этом говорят не только известные ученые, но и статистика. По данным Госкомзема Украины, из 29 тысяч 835 населенных пунктов страны в 430 живут (или доживают) от 10 до 50 жителей. На протяжении последних 20 лет 220 сел были исключены из государственного реестра, то есть вымерли. Невостребованными на паи оказалось 500 тысяч гектаров! Практически столько же – так называемых выморочных земель, когда владелец пая умер, а передать его по наследству было некому. В сельской местности проживает почти 30% безработных, свыше половины из них – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. В то же время в аренде находится 4,6 миллиона паев, или 17,6 миллиона гектаров. Исходя из вышеизложенного, обвинять в захватничестве фермеров, которых менее 20 тысяч, думаю, неуместно.

 

 

Владимир БОНДАРЕНКО