Запорожская «сибириада»
05 вересня 2012 18:37
Переглядів: 1151
Коментарів: 0
Надрукувати
В
последние недели Запорожская область приковала к себе внимание, без
преувеличения, всей страны. Именно здесь были зафиксированы вспышки
столь редких для нашей местности заболеваний животных как африканская
чума и сибирская язва. И если первая не несет прямой угрозы человеческой
жизни, то со второй шутки плохи: эта болячка вполне способна нанести
ощутимый вред здоровью, а то и вовсе убить.
На этот раз, похоже, в наших краях все обошлось: из тех 36 людей, которые так или иначе контактировали с мясом той самой злополучной коровы в селе Вознесенка Мелитопольского района, с которой и началась истерия с сибирской язвой, на данный момент под наблюдением врачей остаются только двое. Да и то – больше для профилактики, поскольку признаков заболевания у них, слава богу, не наблюдается. Ветеринары же, в свою очередь, продолжают прививать крупный рогатый скот в населенных пунктах, причисленных к «зоне отчуждения». Словом, меры предосторожности принимаются серьезные – власть очень не заинтересована в том, чтобы подобные случаи повторялись впредь.
Однако главным остается вопрос: кто должен понести ответственность за то, что зараженное мясо коровы попало в розничную торговлю, а также вообще за то, что в регионе была выявлена сибирская язва. Кто-то же должен за это ответить, не так ли? И притом не банальные «козлы отпущения», а реальные виновники. Официальной версией произошедшего считается тот факт, что в нашей области скотомогильники находятся в ненадлежащем состоянии и, соответственно, из них в атмосферу может просачиваться любая зараза. В общем, все мы с вами сидим на пороховой бочке, которая может «рвануть» в любой момент. И если учесть, что в запорожском регионе десяток действующих скотомогильников, последствия, как легко догадаться, могут быть самыми печальными.
«Минное поле»
Страх заразиться сибирской язвой уже привел к тому, что запорожцы (как, наверное, жители других населенных пунктов Украины) стали гораздо осторожнее относиться к мясным продуктам. По крайней мере, с рук теперь их покупают на порядок меньше, предпочитая походу на рынок магазины и супермаркеты. Людей понять несложно: посеять панику среди населения – дело нехитрое, а вот свернуть ее потом получается далеко не сразу. Вместе с тем, немногие знают, что вообще собой представляет сибирская язва, какими путями передается и как, собственно, ее лечат.
Это заболевание известно еще с древнейших времен, только называлось тогда по-другому – или «священный огонь», или «персидский огонь». Первое подробное описание клинической картины сибирской язвы в 1766 году осуществил французский врач Моран. В дореволюционной России болезнь получила свое название потому, что в конце 18-го века свирепствовала в западносибирских губерниях и была доказана возможность её передачи от животных к людям. К слову, из всех патогенных для человека микробов возбудитель сибирской язвы был открыт первым.
Сибиреязвенная бактерия вне организма при доступе кислорода образует споры, которые обладают большой устойчивостью к высокой температуре, высушиванию и дезинфекции. При этом споры могут сохраняться годами - к примеру, таковыми «минными полями» становятся пастбище, зараженное испражнениями и мочой больных животных, скотомогильники (о состоянии которых в Запорожской области мы уже упомянули) и места стойлового содержания. Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор как смыв и занос сибиреязвенных спор на новые территории дождями и сточными водами.
Продолжительность инкубационного периода болезни длится от считанных часов до нескольких дней. Язвы на теле появляются почти во всех случаях, но особенно тяжело протекает процесс при локализации карбункулов на голове, шее, слизистых оболочках рта и носа. Заболевание начинается остро с сильного озноба и повышения температуры до 39-40°C. Наблюдаются выраженные такихардия, одышка, боли в груди и постоянный кашель с выделением пенистой кровянистой мокроты. И если человек успешно «прозевает» эти симптомы, вероятность летального исхода составляет 10-20%, а при легочной форме заболевания смерть наступит практически наверняка.
Не так страшен черт...
Впрочем, не стоит слишком драматизировать: человечество за историю своего существования научилось бороться со многими болезнями, и сибирская язва – не исключение. Главное, вовремя диагностировать ее у человека. Терапию этого заболевания проводят антибиотиками, назначают пенициллин. Ну и, разумеется, вводится специальная сухая живая сибиреязвенная вакцина – например, вакцина Ланге. Сыворотка вводится внутримышечно, а при тяжелых случаях – и внутривенно, в дозе 50-200 мл. Повторное ее введение проводится через 1-2 дня до выраженного улучшения состояния больного.
Кроме сыворотки и антибиотиков, пациентам назначаются внутривенные вливания раствора глюкозы с раствором аскорбиновой кислоты, или же физиологического раствора. Для заживления самих язв рекомендуются мазевые повязки (пенициллиновые, хлортетрациклиновые, дерматоловая мазь), поскольку хирургическое вмешательство при кожной форме болезни недопустимо. Кроме того, для заживления можно применять лимонный сок или лимонную кислоту.
Еще раз повторимся: главное – ранняя диагностика сибирской язвы, и тогда вероятность того, что ход болезни можно переломить, увеличивается в разы. В противном случае последствия могут быть самыми плачевными...
ВРЕЗКИ
Свердловская трагедия
В СССР, при всей его закрытости как для мирового сообщества, так и для собственных граждан, широко распространилась информация о случае, произошедшем в Свердловске в 1979 году. Тогда в городе была зафиксирована настоящая эпидемия сибирской язвы. 4 апреля была зафиксирована первая смерть человека от этой болезни, а уже на следующий день умирали по пять человек ежедневно. Был организован специальный корпус для больных «сибиркой» на 500 коек, началась массовая вакцинация местного населения. Согласно официальным данным, от заболевания погибли 64 человека, но есть сведения, что на самом деле число жертв перевалило за сотню.
Интересно, как в то время было обставлено освещение этих событий. Во-первых, власть пыталась как можно дольше замалчивать тот факт, что в Свердловске царит эпидемия сибирской язвы. А когда скрывать что-либо было уже невозможно, сообщила об отдельных случаях заболевания ею людей, обвинив во всем мясо больных животных. Если бы не одно существенное но: уже 5 апреля, то есть на следующий день после первой смерти, «Голос Америки» уже прямо говорил о разработках биологического оружия в СССР и о выбросе штамма сибирской язвы в Свердловске. По данным американских специалистов, штаммы имели западное происхождение (США и ЮАР). И не странным ли выглядит «совпадение», что в последующие пять лет Штаты в пять раз (!) увеличили финансирование программы по совершенствованию биологического оружия?
Впрочем, существует и еще одна версия случившегося. Некоторые исследователи в качестве причины всплеска эпидемии в Свердловске называют случайный выброс в атмосферу облака спор сибирской язвы из... военно-биологической лаборатории военного городка №19, располагавшегося в черте города. По имеющимся данным, в конце марта 1979 года, когда производство спор «сибирки» было временно приостановлено, один из работников лаборатории – Николай Чернышев – снял загрязненный фильтр, предотвращавший выброс спор в атмосферу и не сделал соответствующую запись в журнал. Поэтому, когда начальник следующей смены включил оборудование, не сразу обнаружил, что фильтр отсутствует. Примечательно, что Чернышев не понес никакого наказания за свой проступок и продолжал спокойно работать – только уже на другом объекте...
Паровой удар
Десять лет назад американский эксперт Джон Кауфман признал беззащитность государственных почтовых служб всего мира перед угрозой биологической атаки. Он заявил, что в мире не существует аппаратуры, оперативно выявляющей наличие опасных биоматериалов в почтовых отправлениях. Если помните, именно тогда США впервые столкнулись с проблемой биотерроризма, когда страну завалило информацией о письмах с белым порошком внутри. Пятеро американцев, заразившихся сибирской язвой, погибли, дюжину удалось спасти. По словам Кауфмана, экспериментальное оборудование, которое использовалось в США для проверки почты на безопасность, нуждается в существенных доработках.
Более простой метод борьбы с сибирской язвой явил тогда же общественности ведущий специалист по биологическому терроризму в США Кен Алибек, более известный как Канатбек Алибеков. Полковник советской армии, бежавший в Америку в начале 1990-х годов, порекомендовал отпаривать всю приходящую почту утюгом. Горячий пар утюга или проглаживание письма через влажную тряпочку могут убивать споры сибирской язвы.
Максим КОРОБЕЦ
|