Вячеслав РЕДЯ: «К вере – через музыку»
13 червня 2013 00:52
Переглядів: 1108
Коментарів: 0
Надрукувати
Мы идем в Европу – так обозначает современная украинская власть вектор
развития Украины. Идем туда, где экономика в упадке, где в
законодательных органах и правительствах давно сидят говорящие головы,
марионетки, которых за ниточки дергают кукловоды за сценой. Туда, где
погромы на улицах и гей-парады есть норма жизни, а целые кварталы и даже
районы заселены выходцами из иных цивилизаций – сарацинами, турками,
неграми.
Перечень подобных «достижений» современной христианской Европы можно продолжить. А что происходит с европейской культурой? А каково состояние современной православной русской и украинской культуры сегодня – не растворится ли она в утробе европейских ценностей? Как звучит сегодня сердцевина любой культуры – классическая музыка, кто ее исполняет и кто слушает?
Обо всем об этом мы говорим сегодня с художественным руководителем и главным дирижером Запорожского академического симфонического оркестра областной филармонии, народным артистом Украины Вячеславом Редей.
– Вячеслав Васильевич, Вы давно на сцене, но как часто в новых условиях выступаете? Где, кроме Запорожья, звучит оркестр?
– У нас есть нормы концертов, дважды в месяц выступаем в концертном зале им. Глинки. Серьезное внимание уделяем детской аудитории – дается около 40 концертов ежегодно. Проводим традиционный фестиваль детского и юношеского творчества «Аккорды Хортицы». После закрытия сезона выступаем с концертами в парках нашего города. Недавно вернулись из Донецка, где проходил первый международный фестиваль современной музыки, на котором исполнялась суперсовременная музыка, звучали премьерные произведения.
Естественно, оркестр выступал и в Европе, и даже в Золотом зале г. Зальцбург, чем можно гордиться; неоднократно бывали в Южной Корее.
– В советское время был один зритель – со своими интересами и возможностями, сейчас – другой. Поменялось ли восприятие классической музыки почитателями Вашего таланта?
– Зрителя нужно воспитывать. Поменялось время и условия. Раньше абонементы стоимостью три советских рубля разносили по заводам, приобщая народ к высокой культуре. Деньги на концерт были, а вот зрителя – нет.
Встречался с рабочими и студентами, выясняя, что же нужно публике? В итоге отказались от абонементной системы и начали приглашать звезд. В советское время это были скрипачи Валерий Климов, Виктор и Татьяна Пикайзен, виолончелистка Мария Чайковская, композиторы Андрей Эшпай, Вячеслав Овчинников. Сегодня мы проводим для детей симфонические концерты в виде сказок, своеобразные уроки. И постепенно воспитали поколение, прежде всего, для себя публику. И те дети, став взрослыми, уже приводят на концерты своих детей, даже приезжают из других городов. Отмечу, что поднимаю вопрос с городским головой Александром Сином, чтобы концерты для учащихся общеобразовательных школ были бесплатными. Это своеобразный социальный заказ.
– Вы упомянули об отмене оплаты за детские концерты, а я знаю, что в Украине планируют повысить стоимость обучения в музыкальных школах. Куда идти тем детям, чьи родители не смогут платить? Как Вы думаете, это сильно ударит по классике?
– Думаю, этот закон не примут. У нас есть талантливые дети, в том числе воспитанники детских домов, которые должны учиться. В такие кризисные периоды именно культура должна спасти общество.
– Находится ли сегмент мировой классической симфонической музыки в упадке? Как обстоит дело в Украине?
– Сейчас в мире, особенно в Германии, Австрии, проходит очень много международных фестивалей современной музыки. Публика должна познавать новую музыку. Но такие композиторы как Бах, Моцарт, Чайковский, Рахманинов – это уже данность планеты.
Нельзя сравнивать ресторанно-попсовую культуру, творчество Сердючки с классикой. Как можно ставить на одни весы «Реквием» Моцарта, второй концерт Рахманинова с песнями-однодневками? Можно сказать, что Рахманинов и Бах – это были герои, они, отрицая то время, в котором жили, творили для будущего.
Классика – это возрождение, завещание для человечества, это музыка, подаренная великими композиторами для очищения нашей души. В нынешнем году планируем сыграть все пять концертов Рахманинова, поскольку публика очень любит эту музыку.
– Моцарт, Бах, Рахманинов – это Эверест классической музыки, который уже недостижим. Как сегодня пишется классическая музыка – в традиционной манере прошлого или верх берет модерн?
– На фестивале в Донецке, где мы недавно выступали, свои произведения представили композиторы из Австрии, Швеции, Японии. Где-то берутся элементы рок-музыки, используются кластеры (гроздь звуков. – Ред.), что не может быть идеальным.
Это уже какой-то пантелизм (учение, видящее в воле основную силу души, в противоположность интеллектуализму, видящему сущность души в разуме. – Ред.), какая-то линеарность (последовательность звуков различной высоты, образующее мелодическую линию. – Ред.).
Задача стоит преподнести все так, чтобы музыка жила. Многие современные композиторы цитируют в трансформированном виде классиков. Как говорил Эйнштейн, «столетие – это как слоеный пирог».
– На восприятие музыки, особенно симфонической, влияет такой фактор как состояние концертных залов. Насколько сегодня залы в Запорожье, Украине, за рубежом готовы к тому, чтобы принимать музыкантов, передавать звучание музыки?
– Сейчас за рубежом строятся уникальные залы с удивительной акустикой. В Корее выступали в зале рассчитанном на пять тысяч зрителей, где микрофонов почти не видно, все звучит как живой звук.
В Запорожье концертный зал им. Глинки, где сейчас продолжается ремонт, является уникальным зданием, памятником архитектуры. Если вокалист или чтец будет говорить шепотом, его услышат на балконе. Музыка, как и вся жизнь человека, состоит из нюансов.
– В современном обществе многие выживают благодаря вере. В стране наблюдается духовный подъем – христианская православная вера поддерживает человека. Важна и культурная составляющая. Как пишется современная классическая музыка – хоралы, мессы, реквиемы? Как ваши зрители, – а это в основном интеллигенция, воспринимают эту часть классической музыки?
– Вера нужна, естественно, каждому человеку. В Запорожье проходит традиционный музыкальный фестиваль «Христос воскресе» от Запорожской епархии, где выступают хоры, наш оркестр, а также гости со всей Украины. Во всей великой музыке есть код, в тех же 24 прелюдиях Баха, где каждая прелюдия – это как цитата из писания. Через веру и музыку человек должен идти к прекрасному.
Благодаря взаимопроникновению культур наш оркестр играет как корейскую, японскую музыку, так и произведения наших композиторов, отчего каждый зритель становится богаче.
– Поддерживает ли городская власть, меценаты классическую современную музыку?
– К 50-летию и 55-летию оркестра власть выделяла деньги для приобретения духовых инструментов. На сегодня мы укомплектованы в техническом смысле. У городской власти очень теплое отношение к симфоническому оркестру и к филармонии.
Напоследок
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Бессмертные слова классика сказаны как будто и о современной Украине. Экономика в упадке, законы не работают, подточены основы много десятилетий крепко стоявшего на ногах общества, – но что-то удерживает нас от всеобъемлющего распада. Возможно, это вера и культура нашего народа, зиждущиеся на глубоко проросшей ментальности наших предков.
Но и без светочей современной культуры, без энтузиастов своего дела стагнация общества ощущалась бы намного сильнее. «Не хлебом единым» – девиз тех, кто является маяком, светлым пятнышком в джунглях современной почти насквозь меркантильной цивилизации. А в целом – веры, надежды, сильных чувств и бескорыстных душевных порывов всем нам.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
|