Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Путь паломника

Путь паломника

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Путь паломника
C древних времен в разных уголках земли считалось, что место, где произошло событие, связанное с деянием богов, обладает особой сакральностью, излучает животворную энергетику. Человеку, который попал туда, открываются божественные истины, он получает благодатную помощь, обретает новые силы, духовно просветляется. Неисповедимы пути господни, путь же паломника прост и ясен – во что бы то ни стало достичь святого места, которое, как известно, никогда пустым не бывает, прикоснуться к окружающим его камням, деревьям, водам. Обычай этот распространен среди разных народов, исповедующих разные религии. Египтяне посещали храмы Амона в Фивах и Осириса в Абидосе, греки стремились вопросить оракула в Дельфах, германцы собирались в своих «священных рощах», буддисты отправлялись в Лхасу (Тибет), индусы странствовали по дорогам Индии, достигая Варанаси, мусульмане совершали хадж в Мекку, Медины. Христианский обычай паломничества основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

 

…В разных землях и странах мне доводилось встречать это разноликое паломническое племя. На российских просторах нередко попадались сухощавые крепенькие словоохотливые старушки с котомками, монахи в черных пыльных рясах. Однажды во время поездки на родину бродячего философа Григория Сковороды столкнулся на вокзале в Кобеляках с парнем в странном наряде. Сандалеты на босу ногу, белые полотняные штаны, такая же рубаха с расшитыми рукавами, сверху – коричневый безрукавный балахон с капюшоном, подпоясанный толстой веревкой, – одеяние средневекового странствующего монаха. Лев (так он себя назвал) уже несколько лет странствует (он выразился – «ходит на прощу») по Украине. От друга к другу, от монастыря к монастырю. Сейчас возвращается домой на Львовщину. «Все мы тут гости. Хоть под какой крышей. Я назад никогда не оборачиваюсь и в завтра не заглядываю. Молитва от всего этого бережет. И от скуки спасает», – так объяснил (по крайней мере, попытался) парень смысл своего хождения по святым местам.


На обочинах серых стремительных и ровных европейских магистралей моими спутниками нередко были молодые беззаботные пилигримы (от итальянского «чужеземец»). В христианской традиции совершившего паломничество в Святую Землю символизировала пальмовая ветвь (от этого дерева и слово «паломник»). Сандалии-калиги, коричневый или серый плащ, к которому прикреплен был красный крест, шляпа с широкими полями, обыкновенно украшенная раковинами, фляга (выдолбленная тыква), ключи святого Петра – знаки католических паломников в Рим и Иерусалим. Символы современных европейских странников-пилигримов – рюкзаки, черные очки, лыжные палки, помогающие при ходьбе. Многие предпочитают добираться до святых мест на транспорте, однако, как в старину, так и сегодня пешее путешествие – наиболее действенный способ доказать свою паломническую миссию, испытать себя в дальнем пути, получить настоящую благодать (как от Бога, так и от людей).


В Индии во всех штатах с севера до юга бросались в глаза мужчины неопределенного возраста с посохами, длинными, заплетенными в косички волосами, пыльными лицами и черными проницательными глазами. У многих на груди жестяные посудины, как я понимаю для милостыни, у некоторых в руке трезубец. Обвешенные всякими амулетами, религиозными святынями, символами веры (буддистской или индусской) паломники, странствующие по святым местам (а их в Индии предостаточно, тут чуть ли не у каждого дерева своя сакральность), пользуются уважением у населения и удостаиваются чести называться «баба». Кажется, что это сама Индия с ее тысячелетней культурой бредет по дорогам Истории.


У каждого паломника свой устав. Однако, попадая в очередной монастырь (а это главная крыша для странствующего богомольца), он его не демонстрирует, не выпячивает, строго следуя уставу приютившей его небесной обители. Ритуал встречи странников может обставляться по-разному. Несколько лет назад мне довелось побывать на Афоне в качестве... и паломника тоже. Первым делом в архондарике (монастырская гостиница) нас угостили анисовой водкой, белыми и черными сухарями (на выбор), лукумом – обсыпанными сахарной пудрой виноградными кубиками – и родниковой водой. Потом нам определили келью – светлую комнату с высокими потолками, откуда видны врата, пальмы, колонны, золотистые луковки храма. Архондаричий отец Философ – строгий монах с худощавым твердым лицом – был немногословен: «Вас Господь зачем-то сюда привел. Может быть, чтоб со стороны посмотреть на себя…». Обычно за постой в монастырях с паломников денег не берут. Однако нередко просят помочь по хозяйству, выполнить «послушание» – какую-нибудь работу. Однажды во время путешествия по Дону под Епифанью нас накрыл дождь. Ткнулись в один дом, другой, так добрались до церковного дворика. Сонный настоятель подозрительно осмотрел наши навьюченные велосипеды, забрал паспорта, только после этого пустил во двор. Ночь мы провели в каком-то хозяйственном подвальчике в окружении ликов святых, которые из темных углов смотрели на нас со старых икон, приготовленных для реставрации. Утром настоятель оказался приветливее и разговорчивее. Даже принес пряников к чаю.


– Вообще-то у нас тут странники часто останавливаются, – сказал он, возвращая паспорта. – Дня за три до вас один был. В Задонский монастырь из Тулы пешком шел. Совсем молодой парень. Однако подюжее вас будет. Нам тут все выкосил, бидоны с водой перетаскал…

На Афоне в первый день нас попросили выщипать сорную траву на газоне перед архондариком. Потом, дав в подмогу итальянца, озадачили сортировкой старых ржавых гвоздей. На третий день мы приводили в порядок монашеские черепа. Я сразу увидел их, поднявшись на верхнюю площадку, где в окружении стройных кипарисов находилась братская усыпальница, именуемая среди монахов «костницей». Черепа, будто перед инвентаризацией накануне Страшного суда, ровными многоэтажными рядами были разложены на полиэтиленовой пленке, беспорядочной кучей вперемешку с костями громоздились возле стены. На многих можно было разобрать надписи. Этому афонскому обычаю уже не одна сотня лет. Монаха, земной путь которого внезапно прерывался, хоронили, а через три года тело, а вернее его остатки – мощи, выкапывали и складывали в «костнице»...


…По-разному ведут себя паломники, достигшие цели. Одним достаточно просто лицезреть святое место, другие стремятся оставить там след, прикоснуться рукой (чаще устами) к святыне. Не лишними бывают и просьбы. Даже в письменном виде.


Паломником (вынудят обстоятельства или вдруг одолеет охота к перемене мест) может стать любой из нас. Помню, как после месячного странствия по Индии и Непалу я, наконец, достиг Индийского океана. И тут на пустынном берегу под грохот волн сложилась вот такая молитва: «О, небо, ты даровало мне Судьбу, а она начертала Путь. Дай мудрость сердцу принять его, разуму – постигнуть, а телу – одолеть…». Было там, в душе и мыслях, еще многое, но в памяти остались только эти начальные слова. В паломничестве, в какой бы форме оно ни совершалось, важна высокая духовная цель и путь к ней. А еще знак мира (пусть даже это будет не пальмовая ветвь), которая всегда с тем, кто осиливает дорогу…

 
 
Владимир СУПРУНЕНКО