Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Контурные карты реформации

Контурные карты реформации

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Контурные карты реформации Одной из основополагающих реформ Украины является трансформация ее территориально-административного управления. Реализация структурных изменений глубинки страны – это не просто перекраивание географической карты, а коренное изменение подходов в организации системы управления государством и его экономики. Понимают ли это зачинатели и руководители реформ?
 

Для начала вспомним о том, что первую попытку провести территориально-административную реформу в Украине сделало руководство страны времен президента Виктора Ющенко. По крайней мере, оно задекларировало желание двигаться в этом направлении. «На реформу» был поставлен вице-премьер Роман Безсмертный, но тем дело и ограничилось. По всей видимости, по причинам нехватки времени, отсутствия опыта, непонимания сути организации собственно самого государства Украина и отсутствия консенсуса в элитах по этому вопросу.

 

Не стреляйте в пианиста

У Виктора Януковича с вопросом какой-то организации страны вообще не заморачивались. «Украина - унитарная страна. Точка». Это его концептуальное выражение и легло в основу отношения той власти к организации страны. Действительно, при таком подходе что реформировать? Очень возможно, что его же исповедовал бы и Петр Порошенко: унитарно организованное дерево вертикального роста гораздо легче обрабатывать и осваивать, чем сложно обустроенное и привередливое растение. Но раз ты задекларировал движение в многогранную Европу, то будь добр – соответствуй... И основы регионального, скажем так мягко, управления были заложены именно в прошедшую президентскую пятилетку.

 

Прежде чем перейти к осмыслению перестроечных процессов, идущих сегодня в глубинке Украины, задумаемся – а в чем, собственно, можно упрекнуть трех упомянутых выше президентов по части обустройства земли украинской? «Не стреляйте в пианиста, он играет, как может» – это бессмертное выражение из театрально-ресторанной сферы вполне применимо к нашим высшим управленцам. Так исторически сложилось, что мы являемся монообустроенным государством с монархическими корнями.

 

Вспомним царскую Россию, неотъемлемой частью которой столетиями были и наши земли. А также 74 года советской власти, при которой братские республики только обозначались, декларировались как таковые. В них развивались и местные обычаи, и язык, и культурологические аспекты... За исключением управленческих, которые при наличии единой партии имели только вертикальное обустройство.

 

А так как все украинские президенты вплоть до 2019 года были «отягощены» именно таким пониманием организации власти, то и изобретать что-то новое им было просто невдомек. Только Петру Алексеевичу уже на излете своей каденции пришлось окунуться в «демократические ценности» западного мира по части федеративного... простите, регионального обустройства страны.

 

Вызовы для власти

Да и, честно признаться, управлять унитарно организованной страной легче. Простая вертикаль: президент – правительство – областные администрации – районные администрации, при наличии согласных подчиняться линии руководящей партии областные и местные советы, позволяла все это время рулить страной. Однако сегодня Украина поставлена перед фактом организации более сложной системы управления. Может быть, именно поэтому, понимая, что взять и организовать власть в регионах, в глубинке страны – это не просто смахнуть с игровой доски дискредитировавшую себя Верховную Раду...

Это организовать и экономически обустроить жизнь тех еще многих миллионов украинцев, остающихся здесь и пока верящих в светлое будущее своей страны. Возможно, именно поэтому новая власть не решилась на тотальную и неконтролируемую смену элит по всей Украине и пока не может определиться со сроками проведения местных выборов. Ведь именно кадры решают все, а есть ли у нынешней власти качественный ресурс для проведения такой концептуальной реформы?

 

Какие вызовы сегодня стоят перед властью по части реформирования местного самоуправления? Стоит обозначить основные из них:

1. Каким образом и в какие сроки власть намерена закончить территориально-административную реформу по части дообразования громад на еще не охваченных ими территориях? Планируется ли их укрупнение и на какой организационной основе?

2. Очевидно, что выборы в местные органы власти будут проведены после охвата всех территорий громадами. На какой законодательной основе это произойдет?

3. Какова будет роль партийной составляющей в процессе выборов во все органы местной власти? Какой кадровый потенциал намерена партия «Слуга народа» задействовать в этих выборах, учитывая, что партийное строительство на местах у нее еще не начиналось?

Однако кроме очевидных вопросов, связанных с собственно внешними атрибутами завершения реформирования местного самоуправления, есть еще и значительная глубина этого процесса, о которой нынешняя украинская власть либо еще не задумывалась, либо просто не ощущает ее.

 

Схема противовесов

Отдавая часть власти на места, нужно понимать, как потом этот процесс самоорганизации страны можно контролировать. В нынешней ситуации, когда бюджеты всех уровней скукоживаются по причине отсутствия роста производства, объема сбора налогов (и таможенных сборов) и, соответственно, падения ВВП, каждая вновь образовавшаяся громада будет стараться все меньше отдавать в центральный бюджет. Соответственно, уменьшатся субвенции в дотируемые громады. Как этот процесс удержать в равновесии?

 

Нынешняя молодая команда неопытных управленцев от «Слуги народа» попала в очень непростую ситуацию. До делегирования даже тех минимальных прав на места, которые за последние годы осуществлены, любая приходящая во власть сила (партия) получала в распоряжение всю страну. По сути, бесправные территории (за исключением крупных городов) полностью зависели от Киева. Партии власти не нужно было тратить силы и средства, ресурсы и время на организацию подчинения.

 

Настоящая же система управления, которая только зарождается, предполагает намного более сложную систему организации власти на местах, выстраивания гибкой схемы сдержек и противовесов. Насколько способна новая команда принять стоящие перед ней вызовы? И это не говоря уже о неупорядоченности земельного вопроса, по которому – как бы уже определено в законодательной плоскости – принято окончательное решение.

 

Жить по закону

В заключение, чтобы конкретно обозначить вызовы, которые стоят перед организацией местного самоуправления в Украине, приведу характерный пример такого рода из мировой практики. В тех же Соединенных Штатах Америки, которые сегодня являются светочем для Украины на пути в демократический мир, через десяток штатов протекает река Миссисипи, длина ее 3770 км. Соответственно, там, между этими штатами, организована и законодательная база - как на многосторонней, так и между конкретными штатами основе.

 

Нельзя брать в использование больше воды, чем предписано, чтобы не нарушить водный баланс твоего соседа. За сбросом в водную артерию большего числа отходов, чем оговорено, тем более от вредного производства, полагаются серьезные штрафы вплоть до уголовной ответственности. Соответственно, строительство плотин закреплено строгими законодательными нормами. Не говоря уже о ловле рыбы, движении судов, использовании глубоководных механизмов, организации причалов, вывозе песка и многих иных аспектах цивилизованной организации самоуправления, неведомых нашим управителям от власти. Которые все уже почти три десятилетия независимости Украины не заморачиваются, как организовать эксплуатацию водного ресурса и прилегающих к нему территорий, например, нашего родного Днепра. Ведь жить в свободной от законов стране намного проще...

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция