Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Транзитный «пылесос»

Транзитный «пылесос»

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Транзитный «пылесос»В 2020 год Украина вошла с новым договором на транзит газа. Также наша страна в рамках Стокгольмского арбитража получила от «Газпрома» почти 3 миллиарда долларов. И это, безусловно, можно занести в актив руководства страны. На что именно будут направлены эти средства?
 

Есть в нашей стране такая интересная компания, как НАК «Нафтогаз Украины». Структура государственная, подчиненная правительству и, по идее, обязанная работать в интересах державы. Но в реальности не все так просто. Достаточно взглянуть на некоторые цифры, и можно сделать вывод, что далеко не все однозначно в данном ведомстве. Давайте посмотрим на эти самые цифры.

 

 

Март 2016 года. На тот момент тариф на транзит газа через территорию Украины составлял 2,73 доллара за тысячу кубометров на 100 км прогона. Общая протяженность маршрута – 1240 км. То есть за прогон тысячи кубометров ресурса через нашу страну «Нафтогаз» получает почти 34 доллара. А это означает, что минимум на эту сумму цена газа, поступающего к нам из Европы, должна быть для населения ниже. Но кто ж учитывает такие мелочи? Народ-то особо не задумывается над нюансами. А если и задумается, кто ж его послушает?

 

 

Но дальше еще интереснее. В плане транзита голубого топлива рекордным для Украины выдался 2017 год, когда через нашу ГТС в целом было прокачано 93 миллиарда «кубов» газа. Если принимать во внимание приведенные выше цифры, «Нафтогаз» должен был получить прибыль в сумме 3 миллиардов 148 миллионов долларов. Однако на деле в 2017-м компания зафиксировала в отчете прибыль в 36,5 миллиарда, но только гривен. Спрашивается: куда делись остальные деньги?

 

 

Можно, конечно, предположить, что средства никто не разворовывал, и львиная их доля ушла на модернизацию украинской газотранспортной системы. Частенько ведь приходится слышать, что она у нас «дырявая» и едва ли не на ладан дышит. Но в том же 2017 году власть критиковали за... сокращение инвестиций в ГТС! А по данным за ІІІ квартал 2019-го, в модернизацию вложили 3,5 миллиарда гривен, и это стало самой крупной суммой за последние шесть лет! И тогда становится совершенно непонятно, куда подевались многие миллиарды, но уже долларов?

 

 

Кроме того, в августе 2018 года НАК «Нафтогаз Украины» получил из государственного бюджета 200 миллиардов гривен субвенции. Позвольте, но как же так? Во-первых, госкомпания, по идее, должна приносить прибыль казне, а эта, получается, выпрашивает у власти подачку. На латание дыр или развитие – не суть важно. Поэтому можно предположить, что ситуация с «Нафтогазом» - нонсенс, халатность и коррупция вместе взятые. Иначе объяснить данное явление возможным не представляется.

 

 

Разумеется, во многом украинская политика зависит от того, кто в тот или иной момент «сидит» на газовой трубе и, грубо говоря, занимается «распределением потоков». При предыдущей власти государство, его казна и граждане, само собой, в расчет не принимались. А поступай деньги, полученные за транзит газа, в бюджет в полном объеме – представляете, сколько программ и проектов можно было бы реализовать? Но почему-то до настоящего времени этим аспектом никто не озаботился. Бессовестно присвоили себе транзит, включив «пылесос», а облапошенный народ пущай себе гуляет!

 

 

Нынешняя власть, при которой состоялось фактическое и давно ожидаемое разделение функций «Нафтогаза» (так называемый анбандлинг), имеет все шансы сломать эту коррупционную схему. Понятно, что некие силы будут отчаянно сему сопротивляться – речь все же идет о миллиардах долларов. Но здесь уместно будет проявить решительность и политическую волю. В конце концов, Украине предстоит рассчитываться с западными кредиторами, и суммы в ведомостях фигурируют весьма солидные. Значит, нам точно не помешают выведенные из тени средства. Ну, а как оно будет на самом деле – увидим очень скоро...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция