Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » На крыльях победы

На крыльях победы

Категорія: Суспільство, Регіон
На крыльях победы Шло время, ставились новые, более сложные задачи. Уже в 1960-е годы в связи с всевозрастающим объемом пассажирских и грузовых перевозок авиационным транспортом все ведущие авиадвигателестроительные фирмы мира развернули поиск путей повышения экономической эффективности двигателей. Передовые зарубежные фирмы Rolls-Royce, Pratt&Whitney, General Electric направляют свои исследования на создание двухконтурных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности.
 

Еще в начале 1970-х годов Владимир Алексеевич Лотарев (с 1968 по 1989 гг. - генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс»), как дальновидный ученый и конструктор-новатор, принимает смелое решение: создать двигатель с тягой 18 тонн для сверхдальнего стратегического военно-транспортного самолета (прообраза будущего Ан-124), над проектом которого работало ОКБ О.К.Антонова. Смелость решения Владимира Алексеевича заключалась в том, что в те годы производственная и испытательная базы ЗМКБ «Прогресс» еще не могли обеспечить изготовление, доводку и испытание двигателей такого класса тяги.

 

В те годы целесообразность применения двигателей с большой степенью двухконтурности в научных кругах авиационной промышленности считалась спорной проблемой. В Советском Союзе было достаточно специалистов и чиновников, которые либо сомневались, либо открыто противостояли реализации проекта двигателя такого типа.

 

Начались интенсивные расчетно-конструкторские работы. Создание двигателя Д-36 было серьезной проверкой коллектива В.А.Лотарева на зрелость. «Самолетчики еще придут за этим двигателем», – сказал он после отклонения проекта по самолету Ан-60. И не ошибся. Первым ЗМКБ «Прогресс» посетил генеральный конструктор А.С.Яковлев. После знакомства с Д-36 у авторитетного гостя остались самые лучшие впечатления. Он ему очень понравился, и макет Д-36 был направлен в Москву. В практике отечественного самолетостроения это был тот редчайший случай, когда двигатель породил самолет. Создание самолета Як-42 с моторами Д-36 стало важнейшей вехой в истории отечественного авиадвигателестроения.

 

На базе газогенератора силовой установки Д-36 создано целое семейство двигателей: кроме самого мощного в мире турбовального двигателя Д-136 для вертолета Ми-26, форсированная модификация – двигатель Д-436, газотурбинный привод для нужд народного хозяйства Д-336, а также силовые установки Д-436Т1, Д-436Т2, Д-436ТП, Д-436-148, которые установлены на самолеты Ту-334,Бе-200 и Ан-148.

 

В феврале 1975 года выходит постановление правительства, а в апреле приказ МАП о создании военно-транспортного вертолета Ми-26 и двигателя Д-136. В ЗМКБ «Прогресс» был создан самый мощный в мире турбовальный двигатель. Его мощность равна 11400 лошадиным силам. Руководил данной темой заместитель главного конструктора Ф.М. Муравченко.

 

В конце 1970-х годов предприятие приступило к разработке широкомасштабного проекта силовой установки для тяжелого стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Двигатель с такой тягой создавался в СССР впервые, равно как и четырехмоторный самолет уникальной размерности, а также грузоподъемности. Проект долгое время проходил обсуждение в военных и правительственных структурах, вызвав сомнения в возможности его реализации. Были даже предприняты попытки купить двигатель РВ-211-22 у фирмы Rolls-Royce.

 

Действительно, ЗМКБ «Прогресс» не было готово к созданию Д-18Т, так сказать, «в металле». Производственные мощности предприятия не позволяли ему изготавливать двигатели с деталями таких крупных размеров – «ни в один цех они ни входили...» К тому же не было ни соответствующих испытательных станций, ни оборудования, ни транспорта...

 

Поскольку двигатель предназначался для оборонных целей, то, конечно, главным заказчиком этого самолета должно было стать Министерство обороны. И Лотарев время от времени приглашал высокопоставленных специалистов оборонного ведомства посетить ОКБ, где объяснял им необходимость создания Д-18Т. Чертеж продольного разреза предлагаемой силовой установки (ввиду его больших размеров) приходилось располагать прямо на полу в производственных корпусах, поскольку он не помещался ни на одну стену...

 

Только твердая убежденность О.К.Антонова и В.А.Лотарева в том, что проект Ан-124 осуществим на основе научного и инженерного опыта их коллективов, подтолкнула руководство страны к решению о создании стратегического военно-транспортного самолета. В 1977 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании двигателя Д-18Т для тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124».

 

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании Д-18Т для тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124» решение о силовой установке было однозначным: двигатель делать в Запорожье. Мало того, была проведена оценка его конструкции, и отдельные узлы, которые не требовали серьезной доводки, отдали на серийный завод. Среди них - компрессор низкого давления, турбина вентилятора, передний корпус и другие узлы. Многолетняя эксплуатация Д-18Т подтвердила правильность этого решения Генерального конструктора.

 

Многомесячный круглосуточный процесс создания двигателя Д-18Т (уже в металле) стартовал в ЗМКБ «Прогресс» после принятия соответствующего Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Если во время разработки конструкции этого двигателя был накоплен некоторый задел технических идей, то воплощение ее «в металле» пришлось начинать практически с «чистого листа».

 

Как уже отмечалось выше, ЗМКБ «Прогресс» не было готово к изготовлению разработанной в чертежах «чудо-техники». И теперь к многочисленным заботам Владимира Алексеевича Лотарева прибавилась еще одна – увеличение производственных мощностей предприятия.

 

Особые трудности возникли при подготовке к эксплуатации гигантской промышленной площадки на правом берегу Днепра. Необходимо было строить уникальные, не имеющие по тем временам аналогов в мире испытательные стенды. Учитывая масштабы предстоящей стройки, В.А. Лотареву даже предложили перевести конструкторское бюро на новое место.

 

– Нет, с нашей старой площадки мы не уйдем, – проявил твердость своего характера Владимир Алексеевич. – Ведь рядом с нами – серийный завод...

 

Генеральный конструктор понимал, что на строительство уже заложенных новых капитальных стендов уйдет немало времени. Поэтому он убедил заказчика самолета Ан-124 провести испытания первых двигателей Д-18Т на так называемом «открытом стенде», добившись его размещения в районе Запорожского аэропорта. Таким образом, было выиграно главное – время. К моменту появления на свет первого двигателя Д-18Т «открытый испытательный стенд» для него был уже готов.

 

В первой половине 1980-х годов основные усилия предприятия были направлены на создание ТРДД Д-18Т – двигателя для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и для самого грузоподъемного в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия». Д-18Т тягой 23430 кгс стал первым в СССР двигателем тягой свыше 20 тонн. Всего построено 56 самолетов Ан-124, один Ан-225 и изготовлено 313 двигателей.

 

В ходе работы над двигателем Д-18Т сделан колоссальный скачок в развитии отечественного авиастроения, укреплении его материальной базы. Над внедрением в серийное производство самолета Ан-124 трудились более 100 предприятий всего Советского Союза, а это тысячи и тысячи людей...

 

Создание Д-18Т стимулировало развитие других отраслей промышленности СССР. В первую очередь – металлургии. Широко применялись новые технологии и материалы. Так, за использование композиционных материалов в двигателе Д-18Т большая группа специалистов была удостоена Государственной премии Украины.

 

Понятно, цеха пополнялись новым прогрессивным оборудованием – как отечественным, так и зарубежным. Пришлось закупать импортные станки – отечественные не могли обеспечить внедрение новых технологий. Поэтому вскоре в составе авиапрома начали создавать станкостроительные заводы, которые изготавливали специальное оборудование для промышленных предприятий отрасли. Дошло до того, что производственные мощности станкостроительных заводов Министерства авиационной промышленности превышали возможности остальной части станкостроительных предприятий Советского Союза. Вот что такое самолет «Руслан»!

 

За время создания двигателя Д-18Т значительно выросла численность коллектива ЗМКБ «Прогресс», расширилась его социальная сфера. Так, завершилось строительство профилактория на 100 мест на Днепре. Кроме этого, были возведены три детских дошкольных учреждения, база отдыха «Жемчуг» и пионерлагерь на Азовском море. Естественно, строились и жилые многоквартирные дома для работников предприятия...

 

 

Ольга КОРНИЕНКО

 

Источник Позиция