21 травня 2020 10:31
Переглядів: 2190Коментарів: 0Надрукувати
Задумываемся
ли мы, ради чего живем? И какой сегмент жизни является для человека
определяющим? Не зависимо от страны проживания, вероисповедания, этнической
принадлежности или благосостояния. Обычно за деревьями мирской суеты леса не
видно.
Нет
сомнения в том, что здоровье необходимо человеку, чтобы просто хотя бы сносно
существовать. И это забота в первую очередь о своем теле, сущном бытие. Но ведь
не этим человек отличается от животного, верно?
Казалось
бы, таким аспектом может быть образование, ведь с его помощью мы познаем мир.
Но познание мира не есть самоцель, а лишь средство для достижения чего-то более
важного, значимого. Образование есть лишь механизм для осознания человеком
самого себя и окружающего мира.
Организация
экономического уклада, социальные аспекты, спортивные состязания и самое важное
в этом ряду – труд на благо самого себя или страны, это все необходимые
атрибуты нашего повседневного бытия. Необходимые, но недостаточные для того, чтобы
можно было утверждать – человек, это звучит гордо!
Нет сомнения в том, что таким основополагающим аспектом
является культура. Это единственная сфера, которая априори не предполагает
извлечения выгоды, а есть лишь конечная цель прилагаемых усилий. Конечно,
сегодня и живопись со скульптурой, и поэзию с прозой, и музыку с театром и кино
поставили на меркантильный конвейер и превратили в источник дохода, а обладание
вполне конкретными, овеществленными культурными ценностями сделали тождеством гордыни.
Но от этого произведения искусства и в целом культурные коды не утратили свою
духовную сущность. Если физический труд способствует человеку в более глубоком
понимании жизни, то культурологические аспекты - ощущению ее и наиболее полному
самовыражению. Ярким примером этого
является языковая составляющая – на ней сколь угодно можно спекулировать, но до
тех пор, пока вполне конкретный язык жив и востребован, он является культурным
кодом данной нации и ее духовным воплощением.
Смею
утверждать, что в любой нации, в любом народе следует различать объем и уровень
культурной составляющей. Понимание первого из них означает, на сколько, как
говорится, культура проникла в массы. Насколько глубоко и объемно основная
масса населения твоей страны имеет возможность приобщаться к культурным
ценностям, созданным человечеством. Подчеркну – не только аспектам культурных
ценностей одного народа, одной титульной нации, но максимально возможного
аспекта всего мирового многообразия. Иначе это все вырождается в субкультуру.
Уровень культуры народа не коррелируется напрямую с заботой
государства о насыщении тем или иным объемом культурного наследия нации. Он
заложен глубоко в духовном, ментальном подсознании вполне определенного слоя ее
представителей. Которые и сами создают вполне конкретные духовные, культурные
ценности, и способны осознать важность сохранения и приумножения культурного
кода народа. Вместе с тем, носители этого кода определяются не только уровнем
знаний в том или ином сегменте культуры, но и зачастую уровнем толерантности и
уважительности, терпимостью и взаимопониманием, не всегда объяснимым простыми
словами ощущением красоты, прекрасного. Очень возможно, что для этого необходим
определенный набор хромосом, генетический код, передающийся из поколения в
поколение. И чем больше таких личностей способно влиять на организацию жизни
государства и страны в целом, тем более сильным и самодостаточным является тот
народ и та нация. Более способным выдержать ту же культурную экспансию извне.
Применительно к современной Украине – все вышеизложенное
указывает на то, что мы находимся в очень низкой точке траектории нашей
культурной парадигмы. В этом и вина наших государственных управителей всех
последних лет, и беда всего украинского народа. Первые не понимают своей миссии
как организаторов и хранителей культурного кода нации, второй же не обладает
способностью к сопротивлению. И прослойка хранителей этого самого культурного
кода, который способен поддержать уровень культуры, оказалось очень узкая.
За годы независимости то национально-интернациональное
государство, которое априори предполагало развитие многоцветия в культурных
аспектах, скукожилось до самоосознания себя как титульной нации. Но дальше
этого самого самоосознания не продвинулось, не предприняв никаких конкретных
шагов даже для развития чисто специфической украинопрофильной составляющей.
Использование и развитие языка остановилось на уровне суржика песен типа Верки
– Сердючки, театрально-эстрадная составляющая со временем стала затрамбована
репризами 95-го квартала, скатившись в конечном итоге до демонстрации игры
мужскими гениталиями на рояле; в целом песенный жанр, отвергнув пережитки
прошлого в виде цензуры, деградировал как в музыкальном, так и в смысловом
аспектах. От театральных постановок лучших классических образцов прошлого
отказались по причине того, что те зачастую и отождествлялись с «империей зла», частью которой Украина, по сути,
была всегда, а новых достойных произведений, как и новой исторической
оправдательной доктрины не изыскали… Жалкие потуги четвертого президента страны
Виктора Ющенко по части реконструкции украинской истории а-ля Батурина, как
гетьманской столицы Украины, «Ґринджол» как апофеоза украинской эстрады,
Мистецкого арсенала как образца музейного искусства и Института исторической
памяти как единственно возможного трактования
украинской истории закончились «армовірой» Порошенко.
На этом уровне украинская культура пребывает и сегодня.
Примерно
равные усилия по затрамбвыванию украинской культуры в асфальт внесли периоды
президентства Януковича и Порошенко. Выгода и меркантильность стали синонимами
их руководства страной. А украинские меценаты по части сохранения культурного
наследия еще не вызрели – у нас в стране идет все эти годы процесс первичного
накопления и перераспределения капитала. И так как мы открыты всем
демократическим ветрам – что с Запада, что с Севера, преград этому процессу
пока не видно.
По
примеру «старших товарищей» украинской власти, не заморачивается
организацией культуры на местах и как бы нарождающаяся – согласно реформы
местного самоуправления – местная власть. Дома культуры, бывшие центрами
районов, как в городе, так и на селе, в процессе закрытия крупных промышленных
предприятий, на баланс местных властей в большинстве своем не перешли. А значит«очаги культуры» со всей своей культурной атрибутикой
предоставили народу, их посещавшему возможность, заниматься самообразованием и
окультуриваться дома. Понятно, что ни голубые экраны, скармливающие народу
информационную джинсу, ни решения руководства страны, занятого по большей части
зомбированием населения с целью просто удержаться у власти, этому не
способствуют.
Так
что у нас с культурой все, как по классику и организатору революции начала
прошлого века – «низы не могут, а верхи не хотят». Объем
культуры в Украине скукожился до уровня узкой прослойки ее носителей где-то в
ее глубинке. Не в глубинке страны, а где-то глубоко в ее душе. И если дело так
пойдет и дальше, то ростки этой самой культурной составляющей во вполне
осязаемые всходы превратятся очень нескоро.