Укрзализныця купит у Пинчука колес на 2,5 млрд по завышенной цене
04 червня 2020 07:54
Переглядів: 1617
Коментарів: 0
Надрукувати
В начале мая стало известно о том, что Россия планирует возобновить
34% пошлины на украинские железнодорожные колеса. Это означает
значительное ограничение продаж колес производства «Интерпайп», которое
принадлежит Виктору Пинчуку.
Несмотря на то, что около половины колес в прошлом году «Интерпайп» экспортировал в РФ, это автоматически означает существенное ограничение доходов для предприятия украинского олигарха.
Однако на помощь решила прийти государственная Укрзализныця. Филиал «Центр обеспечения производства» УЗ объявила 2 тендера: 1,9 млрд. грн. на поставку цельнокатаных колес и 505 млн. грн. на поставку черновых бандажей.
Эта закупка выглядит слишком астрономической, учитывая реальное состояние железной дороги.
Во-первых, даже в те годы, когда железная дорога выпускала по 3000 новых грузовых вагонов, и наращивала темпы ремонта имеющегося парка, объемы закупки колес и бандажей не превышали 1 млрд. грн. в год. С прошлого года Укрзализныця фактически остановила производство новых вагонов, а ремонт старых происходит значительно более медленными темпами чем раньше.
Во-вторых недавно УЗ уже провела аналогичные закупки на почти 200 млн. грн. И этого объема должно хватить по крайней мере на первое полугодие.
Поэтому говорить о наличии реальной потребности в таком объеме закупки можно только в случае, если Укрзализныця планирует производить по 3-4 тысячи новых вагонов в год и восстановит объемы ремонта, а в условиях финансового кризиса это выглядит слишком фантастически.
Так что единственным логичным объяснением таких тендеров является «помощь» «Интерпайп», которому надо компенсировать потерю российского рынка. При этом УЗ может накупить бандажей и колес на годы вперед, как раньше покупала скрепления Дубневичей.
Но интересно не только объем возможного контракта, но и его цена.
За последние 2 года «Интерпайп» поднял цену на цельнокатаные колеса для УЗ на 100% - с 16 тыс. Грн. до 30 тыс. грн. без НДС за штуку. Стремительный взлет цен на фоне удешевления стали и уменьшения курса доллара сама УЗ оправдывала повышенным спросом на колеса. Но сейчас этот спрос может мгновенно развеяться, и железная дорога даже не планирует снижать цену.
В тендере на 2 миллиарда УЗ определила ожидаемую стоимость на уровне 30 тыс. Грн. без НДС за цельнокатаных колесо. Однако на российском рынке, куда экспортировал колеса «Интерпайп», АО «Евраз» выставил майскую цену в 68 980 рублей за штуку. Это эквивалентно 27 тыс. Грн.
При этом в РФ расследуют действия «Интерпайп» как демпинговые, что означает, что украинский производитель предлагал более низкие цены, чем российские.
Из этого можно сделать вывод, что в России, даже с учетом транспортировки и таможенных сборов, «Интерпайп» продавал колеса дешевле, чем для «Укрзализныци». Но даже после того, как РФ закрывает двери для компании Пинчука, цена для УЗ не опустится на прежний уровень 450-500 $ за цельнокатаное колесо.
Все бы не выглядело настолько трагично, если бы та же Укрзализныця не вводила экстренные меры для преодоления кризиса и не отправляла своих работников на 4-дневной график работы. В 2020 году компания может остаться с «дырой в бюджете» в около 15 млрд. Грн. Большую часть из которых может составить «помощь» компании олигарха.
|