Деформация сознанияА люди все роптали и роптали, А люди справедливости хотят: Мы в очереди первыми стояли, А те, кто сзади нас, уже едят.
Владимир Высоцкий
Помните, еще в постперестроечные 1990-е и уже в суровые нулевые годы, когда стало понятно, что на пути в светлое будущее капитализма кормить никто никого не обещал, в умах значительной части украинского интеллектуального сообщества витала мысль о какой-то общенациональной идее. Ну, которая должна все-таки Украину объединить. Понимая, что страна сама по себе очень разная, пытались найти хоть какие-то общие концепты, которые сшили бы государство.
Примирили бы, например наследников героического советского прошлого, детей и внуков победителей фашизма, с воинами ОУН-УПА, с носителями идей Степана Бандеры. Менее романтичные представители мыслительного украинского сообщества предполагали создание такой общенациональной объединительной платформы на основе каких-то базисных ценностей – установления справедливых тарифов по всей стране, повышения в целом уровня жизни на западе и на востоке, активизации малого и среднего бизнеса и т.д. Потуги одних и других оказались безуспешными, сегодня о единой национальной идее никто не говорит. Что же произошло?
Современное расслоение Для начала вспомним о том, откуда «выросла» современная Украина. Это было то советское общество, которое объединяла и цементировала одна общая идея – равенства. Почему-то практически все при упоминании этого слова, да еще в контексте нашего социалистического прошлого, сразу скатываются к пониманию его как банальной уравниловки. Но подобные воззрения свидетельствуют об отсутствии даже мало-мальски широкого кругозора либо желании преднамеренно дискредитировать идею равенства, что более реально, у того, кто так утверждает. Даже в западных странах, где социализмом и не пахнет, в основе организации которых лежат лишь меркантильность и выгода, понятие равенства присутствует - там, например, говорят об обществе равных возможностей. Лукавят, конечно, - стартовые условия у представителей разных слоев западного общества отличаются, как небо от земли.
Человек, который находится там, у подножия социальной лестницы, никогда не поднимется наверх. И это если речь вести только о бедных людях, которым недоступны ни кредиты, ни ссуды ввиду невозможности заработка ими необходимого количества денег, которое поможет им вернуть долг. И кредитные структуры это прекрасно понимают. А есть еще слои нищих, а еще ниже - ничтожных людей, которые себя сами и личностями не считают. Которым подняться до уровня бедности - счастье, но сделать это практически невозможно, ведь деградации у них уже подверглись и культура, и мораль, и воля. А помимо уровня ничтожества, там еще имеется такое понятие, как «трущобы». Где вообще хозяйствуют антиобщественные законы и порядки. Задумывались ли об этом вообще наши евроинтеграторы, переориентируя украинское государство на капиталистические рельсы хозяйствования?
Вверх-вниз К чему это лирическое отступление? А к тому, что, как оказалось, понятие «равенство» в нашей той большой, ушедшей в небытие стране, означало гораздо большую возможность перехода из низкого слоя в более высокий (впрочем, как и обратно) по сравнению с западным обществом. Рядовой инженер, врач, учитель, колхозник при желании и настойчивости мог достичь определенных вершин социальной лестницы. Для этого были организованы социальные и общественные механизмы, лифты, позволяющие по этой самой лестнице передвигаться. Здесь я не ставлю задачи исследовать моральные аспекты здорового (и не очень) карьеризма, обсуждать, плохо это или хорошо - важен сам факт, что это было возможно.
Впрочем, движения по лестнице вниз также никто особо не возбранял - если у вас были настойчивые желания и попытки деградировать на почве алкоголизма или чего-то еще иного. Однако существовали и определенные предохранители в виде профсоюзов, партсобраний, домовых и общественных комитетов, да в самом примитивном понимании - тех же вытрезвителей. Но наибольшую поддержку человек получал в семье и у друзей, ведь у нас тогда воспитывали чувство локтя и твердое убеждение, что семья - самая крепкая ячейка общества. Впрочем, тогда так оно и было.
Ограничена была и верхняя площадка социальной лестницы. Мы сейчас не будем говорить о «кремлевских старцах» и гниении советской партийной рыбы с головы - это тема отдельного большого разговора. И не только и не столько геронтологический вопрос похоронил Советский Союз. Находясь на верхушке социальной лестницы, никто не мог себя чувствовать ни богом, ни господином - несколько десятилетий система была устроена так, что обеспечивала сменяемость и воспроизводство кадров, контроль со стороны соответствующих партийных органов, общественности по линии семьи и прочего.
Люфт социальной лестницы был сравнительно невелик, и именно в этом заключалось понятие организации равенства. Из этого равенства все мы и выросли. И попытки сформировать какую-то общенациональную идею в Украине как раз и основывались на тех, уже уходящих в прошлое, понятиях некой социальной справедливости. Наше общество, включая и мыслящую интеллектуальную прослойку, в декабре 1991 года проголосовало не только за отделение от Союза (которое произошло, стоит заметить, не в результате борьбы, а стало итогом распада государства), но и за организацию капиталистического образа жизни. Правда, общим коллективным умом не понимая этого, а надеясь на государство, которое якобы и должно решать проблемы каждого члена общества. Но при капитализме так не бывает.
Каждый за себя Подавляющее число наших сограждан продолжают и сегодня жить с деформированным сознанием. Чтобы это понять, можно поговорить с рядовыми украинцами любого возраста. Да, любого - молодежь от своих предков глубоко впитала идею социальной справедливости, как бы нелепо это выражение в нынешних условиях ни звучало. Она по-прежнему воспринимает наше украинское государство как предполагаемый источник своих благ – справедливых тарифов, бесплатного образования и здравоохранения, преференций и льгот в социальной сфере, достойных пенсий.
Эти надежды подкрепляются ежедневным вещанием с телеэкранов бессовестных умствующих спикеров от различных партий, политологов и экспертов, кормящихся на ниве современного украинского популизма и ратующих за идею социальной справедливости. Не всех, конечно, бессовестных – очевидно, некоторые из них действительно верят в то, что говорят. Но от этого обман своей сути не меняет.
В этом контексте вполне объяснимы потуги наших западных «партнеров» наставить украинский народ на путь истинный. Суть которого заключается в том, что идея равенства при капитализме отсутствует. И это как раз истинная правда. Там каждый за себя, там работает закон джунглей. Это не плохо и не хорошо, это просто иной мир, правила в котором давно установлены и поддерживаются подавляющим числом членов этого общества.
Идея - в терпении? Западному миру идея равенства претит, и это как раз и есть тамошняя общенациональная идея. Вспомним, что в тех же США человек, поддерживающий коммунистические идеи, всегда был белой вороной, изгоем, выродком. В обществе, где частная собственность столетиями взращивалась как неприкосновенность и святыня, равенства априори быть не может. У нас же еще лет 35-40 назад нынешние предприниматели воспринимались бы как спекулянты и барыги, отвергаемые обществом. А сегодня это не только достойные представители малого и среднего бизнеса, но и крупные бизнесмены, дающие работу многим тысячам украинцев.
Сегодня без них нельзя, они наполняют бюджет и создают рабочие места. Именно им добросовестные граждане нашей страны оплачивают услуги по поставке света, газа, воды, тепла. Как раз они, вкупе с нашими власть имущими, и заботятся о том, чтобы тарифы на коммунальные услуги были ниже, а сами услуги - качественными. Возможно ли за такой короткий срок перековать сознание целой страны? Но попытки изжить в сознании людей идею социальной справедливости продолжаются – и со стороны, как было упомянуто выше, наших западных «друзей», и силами народившейся уже в Украине компрадорской буржуазии.
Понятно, почему общенациональная идея в Украине сегодня сошла на нет: то подавляющее меньшинство, которое впитало в себя всеми фибрами души суть частной собственности, уже никогда не позволит прорасти в себе росткам никакого равенства. А то ничтожное большинство, которое тщит надежды на установление какой-то эфемерной справедливости, не имеет никаких шансов обрести в обозримом будущем хоть каких-то зачатков частной собственности: свирепствующий мировой кризис капитала априори не может позволить это сделать. Так что поиск объединительной идеи выродился в процесс терпения подавляющим большинством населения Украины своего жалкого положения. И активный поиск этой самой идеи может возобновиться лишь тогда, когда терпение иссякнет...
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
Источник Позиция |
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
15706
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
14661
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
14479
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
14928
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
14855
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
14399
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
14493
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
15882
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
14514
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Партнери
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|