Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Андрей Первозванный: процесс пошел...

Андрей Первозванный: процесс пошел...

Категорія: Регіон, Культура

Андрей Первозванный: процесс пошел... В номере «ПОЗИЦИИ» от 2.12.2021 опубликована программная статья Вячеслава Богуслаева «Первому из первых», в которой автор обосновывает предложение сделать 13 декабря – день памяти св. всехвального апостола Андрея Первозванного – шестым по счету Великим праздником Православной Церкви и еще одним церковно-государственным праздником (наряду с Рождеством Христовым, Пасхой и Троицей).


Ранее в течение ряда лет наша газета помещала материалы и других авторов на эту же тему. Сегодня публикуем отклики ряда известных запорожцев на статью Вячеслава Александровича.


Геннадий КАСАЙ, народный депутат Украины:

- Строго говоря, официальный статус, равный статусу первоверховных апостолов Петра и Павла, нужен не самому всехвальному Андрею – у Господа он и так прославлен по высшему, что называется, разряду. Этот статус нужен православию как таковому – в т.ч. и как ответ на претензии одной из конфессий административно главенствовать над всем христианским миром.

 

Но не только поэтому. Еще и потому, что простой рыбак из галилейской деревеньки Вифсаиды промыслительно стал Первым среди Первых. Такова воля Божия, и в упор «не видеть», не признавать ее, по меньшей мере, странно. Как человек верующий, очень надеюсь на то, что Священный Синод Украинской Православной Церкви прислушается к мнению неравнодушных мирян и утвердит день памяти апостола Андрея в качестве еще одного Великого праздника УПЦ. Это стало бы зримым подтверждением принципа соборности, который положен в основу восточного христианства, чьим символическим олицетворением является Первозванный благовестник.

 

Что до идеи придать 13 декабря статус государственного праздника, здесь потребуется масштабная информационно-разъяснительная работа на уровне депутатов Верховной Рады, руководителей Кабинета министров и Офиса президента Украины. Первым шагом на этом пути могла бы стать электронная петиция на сайте главы нашего государства, сформулированная представителями заинтересованной общественности. Мы, политики конструктивной направленности, обязательно поддержим эту инициативу «снизу». Ибо, как известно, глас народа – глас Божий.

 

Алексей БАСОВ, руководитель фракции «Новая политика» в Запорожском городском совете:

- До того, как прочесть статью Вячеслава Александровича, я, как и очень многие из нас, вообще не задумывался о том, каков в православии статус 13 декабря – дня общецерковного поминовения святого всехвального апостола Андрея. Лично для меня было вполне достаточно, что его по праву титулуют Первозванным.

 

Ко всему прочему, 13 декабря и без всяких календарно-статусных новаций торжественно, на большом духовном подъеме отмечается прихожанами Свято-Андреевского кафедрального собора в Запорожье как храмовый праздник. В этот день под сводами собора бывает не менее многолюдно, чем на Рождество, Пасху и Троицу. Посетить главный храм Запорожской епархии считают за честь первые лица города и области.

 

Оказалось, однако, что на самом деле с этой датой не все так просто. Как известно, по инициативе Вячеслава Богуслаева 13 декабря, начиная с 2008 года, выделено в православных церковных календарях мелким красным жирным шрифтом, указующим на особо чтимых великих святых. Опять же, по инициативе Вячеслава Александровича память Первоапостола дополнительно празднуется 28 июля (Собор Киевских святых).

 

Тем не менее, в рамках нашей Поместной Церкви всехвальный Андрей de jureи de faсto по рангу стоит как бы на ступеньку ниже, чем свв. первоверховные апостолы Петр и Павел. Им, как известно, посвящен отдельный великий праздник. Апостолу Андрею равнозначного праздника нет. И это при том, что Первозванный является основателем той Церкви, которая впоследствии стала именоваться православной, а оба Первоверховных стояли у истоков Римского патриархата, т.е. будущей Католической Церкви.

 

Что касается нас, православных славян, чьи далекие предки приняли веру от Константинопольской Матери-Церкви, то память об Андрее Первозванном для нас значима вдвойне. Ведь это единственный из 12 ближайших учеников Христовых, кто, как считается, побывал на землях будущей Руси-Украины. Не миновал он и Днепровских порогов.

 

Поэтому поддерживаю предложение обратиться к священноначалию канонической УПЦ с просьбой сделать день памяти всехвального Андрея еще одним Великим праздником нашей церкви. Одобряю также идею объявить 13 декабря государственным праздником Украины. Актив партии «Новая политика» готов участвовать в реализации данной инициативы.

Лилия ТРУФАНОВА, главный бухгалтер Международного благотворительного фонда «Дніпро-Січ» им. св. всехвального апостола Андрея Первозванного:

 

- Православная Украина как правопреемница Киевской Руси призвана быть духовным лидером на постсоветском пространстве, генератором плодотворных идей, объединяющих братские народы вокруг высоких целей и ценностей. Одной из таких идей является предложение Героя Украины Вячеслава Богуслаева, высказываемое им на протяжении многих лет, сделать 13 декабря, день памяти апостола Андрея Первозванного, шестым по счету Великим праздником православной церкви. Энергия мысли и логика рассуждений Вячеслава Александровича стали тем импульсом, который пробудил общественный интерес к данной тематике, дали «зеленый свет» неформальному движению «Андреевцев» - сторонников достойного почитания Первозванного апостола на общецерковном и государственном уровнях.

 

В сущности, Господь дает нам шанс довести до логического завершения замысел Великого князя Киевского Всеволода Ярославича, который первым из наших правителей осознал значение всехвального Андрея как духовного столпа древнерусской народности, церковности и государственности. Именно при нем еще в конце XII века на наших землях расцвел было культ Первозванного, сведенный на нет княжеской междоусобицей и батыевым нашествием. Не использовать этот шанс – тяжкий грех, на мой взгляд.

 

За красный шрифт в церковных календарях, которым отмечен день памяти всехвального Андрея – спасибо, конечно. Однако теперь этого явно недостаточно. Нельзя тормозить на полпути. Поэтому я встаю в ряды тех, кто поддерживает предложение Вячеслава Богуслаева сделать 13 декабря еще одним церковно-государственным праздником.

 

Валерий КОЗЫРЕВ, соучредитель и зампредседателя Научного общества им. Я.Новицкого, директор Культурного центра «Хортица», кандидат исторических наук:

- Прочитав статью Вячеслава Богуслаева, вот о чем подумал. Многие ученые искренне считают путешествие апостола Андрея от устья Днепра до Киева и дальше «легендой», а соответственный фрагмент «Повести временных лет» - «вставкой», относящейся к концу XI - началу XII века.

 

«Легенда о посещении Руси апостолом создана в период, когда русская церковь сопротивлялась стремлению Византии идейно и политически подчинить русскую «дочернюю» церковь и, главное, государство русское», - утверждает, к примеру, Георгий Прошин («Второе Крещение Руси». В сб.: «Как была крещена Русь». М., изд-во политической литературы, 1990, с.48). Страницей ранее он же пишет: «Вызывает возражения маршрут Андрея из Херсонеса в Рим по Днепру и Волхову. Маршрут не только странный, по тексту летописи он бесцельный».

 

На самом же деле «бесцельным» такой маршрут выглядит лишь в глазах неверующего. Верующему тут как раз все предельно ясно: зачем Первозванному из Тавриды (Крыма) идти в имперскую столицу через Западную Фракию, Македонию, Грецию и т.д.? Ведь как раз в то время там уже сеяли семена христианского благовестия апостолы Павел и Петр. Куда логичней было отправиться в глубины таинственной Скифии, тем более что именно ее Андрей по жребию получил в свой личный миссионерский удел.

 

Г.Прошин резонно замечает: «По «Повести», Андрей нигде на Руси никого не крестил... Закономерен вопрос: есть ли хоть какие-нибудь следы прежнего христианства в Новгороде?» Встречный вопрос: а где «следы прежнего христианства» в до сих пор языческой Индии, население которой попытался было окрестить апостол Фома (тот самый «Фома неверующий»)?

Зато «следы прежнего христианства» прослеживаются в Поднепровье. Они нечасты, даже косвенны и смутны, но они все же есть. К примеру, историк Запорожского казачества Яков Новицкий зафиксировал предание, бытовавшее среди сечевиков. Согласно ему, Андрей Первозванный, достигнув Лысой горы на правом берегу Днепра, сделал там остановку. Взойдя на вершину высокого степного холма, апостол почувствовал жажду. Помолившись, он ударил посохом о землю, и на том месте тут же забил источник чистейшей ключевой воды. При этом Андрей пророчески молвил: «Будет некогда пить ее люд крещеный». Задумывались ли скептики о том, откуда такие сведения у не слишком «книжных» рубак-запорожцев?.. И вот еще что. Ненасытец (Неясытский), самый опасный из днепровских порогов, почему-то имел и параллельное название – Андреевский. Как вы думаете, почему?

 

Что касается предложения сделать день памяти апостола Андрея Первозванного шестым Великим праздником УПЦ и еще одним государственным праздником Украины, желаю Вячеславу Александровичу, его соратникам и единомышленникам успеха в этом их масштабном начинании. Лично я голосую «за»!

 

Александр ПАНЧЕНКО, верховный атаман КВЗН:

- Незаурядный человек незауряден во всем. Будучи мудрым и дальновидным государственником, Вячеслав Богуслаев как никто другой понимает, что сделать 13 декабря только Великим церковным праздником теперь уже мало. Для действительно всенародного почитания апостола Андрея Первозванного необходим встречный шаг со стороны государства. Поскольку, согласно Конституции, источником государственной власти в Украине является ее народ, успех инициативы Вячеслава Александровича во многом зависит от нас, социально активных представителей гражданского общества.

 

Имея полномочия говорить от имени всего Казацкого Войска Запорожского Низового, заявляю, что современные казаки-запорожцы не только поддерживают всесторонне обоснованное предложение Вячеслава Богуслаева, но и готовы принять самое деятельное участие в его реализации. Тем более что на Сечи, прообразе будущей украинской державности, хорошо знали о проповеди Первозванного в наших землях и высоко ценили этот факт.

 

К слову, современное украинское казачество впервые громко заявило о себе, о своем возрождении после нескольких веков небытия как раз накануне церковного дня поминовения апостола Андрея. Произошло это 8 декабря 1991 года на острове Хортица. В этом тоже видится действие Промысла Божия. Пользуясь случаем, поздравляю всех православных братьев-казаков с 30-летием нашего существования как социально востребованной общественной силы.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, автор пьесы «Ловцы человеков» и книги «Наследуя апостольскую миссию», журнальных и газетных публикаций на Андреевскую тему, кавалер ордена Нестора Летописца II степени:

- Четверть века наблюдаю поистине титаническую борьбу Вячеслава Богуслаева и его соратников, направленную на то, чтобы каждый из нас, ныне живущих, наконец-то уразумел: без должного (читай – приоритетного) почитания апостола Андрея на общенародном, общенациональном уровне картина нашего духовного домостроительства оказывается неполной, отчасти даже, увы, искаженной. Что, в свой черед, имеет ряд негативных последствий, в т.ч. чисто практического свойства.

 

Иерархия Высших Сил в нашем православном славянском сознании должна, как мне представляется, выстраиваться так: Пресвятая Троица - Господь Иисус Христос – Его Пречистая Матерь – Иоанн Креститель - св. всехвальный Андрей Первозванный – остальные апостолы и евангелисты – далее святые от древнейших времен вплоть до дней нынешних, ангелы и архангелы.

 

А как иначе? Разве кто-то другой без малого 2000 лет тому назад сеял семена Божественной Истины на берегах Борисфена-Данаприса-Славутича? Отчего же тогда в негласной «табели о рангах» Первозванный у нас – отнюдь не на первых ролях? Более того, порой создается впечатление, будто Андреевскую инициативу Вячеслава Богуслаева тормозят как раз те, кто должен бы, по логике вещей, подхватить, а еще лучше - возглавить ее.

 
Беда в том, что некоторые архипастыри отрицают реальность проповеди апостола Андрея в Великой Скифии. Однако целый ряд признаков, хотя и косвенных, свидетельствует о том, что она все-таки имела место. Пора изложить эти доводы в виде стройной системы аргументов, используя все известные на сегодня данные исторической науки. Станет очевидным, что позиция отрицателей далеко не безупречна.
 
Источник Позиция