«Неприкосновенная» ГТС Украины: только бизнес - и ничего личного
13 травня 2022 14:24
Переглядів: 1161
Коментарів: 0
Надрукувати
С
24 февраля в Украине идут боевые действия на истощение человеческих и
материальных ресурсов. Вторжение РФ направлено на то, чтобы нанести нам
максимальный ущерб – инфраструктурный, экономический, психологический.
Продолжается варварское уничтожение разных сфер производства.
Но вот что интересно: газотранспортная система Украины продолжает качать ресурс из страны-агрессора в Европу, а Россия получает за него колоссальные деньги. На предприятия ГТС не упала ни одна бомба или снаряд, то есть на сегодня это самое безопасное место в нашей стране. Как-то неудобно получается: с одной стороны – разрушительный военный конфликт, а с другой - в Киеве находится офис компании, способствующей поступлению гигантских средств в бюджет РФ.
Мотив агрессора не взрывать «трубу» очевиден: «Газпром» зарабатывает на ресурсе десятки миллиардов долларов в год. Эти деньги и подпитывают военные действия в Украине. Не зря вторжение назвали «спецоперацией», поскольку в случае объявления войны торговлю газом через нашу территорию пришлось бы прикрыть.
В то же время наша ГТС за транзит в год получает примерно 1,3 млрд долл, из которых миллиард уходит на обслуживание трубы, а в казну поступает не более 300 млн долл. Это до обидного мало. Тем не менее, принцип «сгорел сарай - гори и хата» на украинскую ГТС не распространяется.
Даже несмотря на то, что на днях поступило сообщение о прекращении транзита газа из-за оккупированного севера Луганской области в связи с потерей контроля над компрессорной станцией Новопсков. Именно через нее проходила почти треть транзита в Европу. Наверное, лучшего повода распрощаться с «советским наследием» и не сыскать - зачем в содержание порожняка вкладываться? Или все-таки на пустую «трубу» есть определенный план?
Прежде всего, для европейских инвесторов «газовое ограничение» - очень неуместный форс-мажор. В свое время, пусть и давненько, они достаточно вложились в нашу ГТС. Известно, что НАК «Нафтогаз Украины» состоит из двух сегментов. Первый, государственный, - «Газ Украины»: он отвечает за покупку и продажу ресурса внутри страны, убыточен из-за низких цен и поставляет топливо населению страны.
Второй - «Укртрансгаз» - акционерное общество, частная структура, которая занимается транзитом голубого топлива в Европу, то есть его реализацией. Это и есть хлебная часть «Нафтогаза». Под его управлением - 13 подземных хранилищ (ПХГ) общим объемом 32 млрд куб. м (часть ГТС Украины), предназначенных для обеспечения бесперебойной поставки газа в ЕС за счет накапливания запасов в летние месяцы и использования их в зимний период.
Когда-то обе системы нормально уживались в структуре «Нафтогаза», равномерно распределяя деньги. Европа в бытность премьерства Юлии Тимошенко, по официальной версии, дала денег в кредит на содержание ГТС, чтобы та не отдала концы (хотя злые языки поговаривают, что прикупила часть трубы - в общем, мутная история).
Ясности в вопрос, чья «труба», добавил грянувший в 2019 году анбандлинг, то бишь отсечение от «Нафтогаза» его прибыльного сегмента. В результате в газовой отрасли произошло разделение деятельности по транспортировке ресурса - эта функция перешла к «Укртрансгазу», который приступил к работе в статусе независимого Оператора газохранилищ Украины.
Естественно, получилась вилка: госструктура газовой отрасли стала неумолимо загибаться, и дабы как-то удержаться на плаву, начала повышать цены для потребителей, что сопровождалось массовыми протестами. А другая часть топливного сектора не успевала набивать деньгами портфель уставного капитала.
Не обязательно искать, кому выгодно было отделить транспортировку газа от его добычи и поставки - это одно из основных требований ЕС к Украине (читай: для разделения видов бизнеса). Как говорится, ничего личного. У прагматичных европейцев оказалась «любовь с интересом» именно к тому сегменту, который приносит деньги, а со своим внутренним газом, мол, разбирайтесь сами. Таковы вкратце бизнес-причины, по которым наша ГТС пока остается целой.
Однако есть еще одна заинтересованная сторона в сохранности украинской «трубы»: США - основной на планете добытчик сланцевого газа. Его, в принципе, можно обнаружить в любой точке мира, если начать бурить скважину, но пристрастились к его добыче именно Штаты.
До начала вооруженного конфликта на Донбассе 2014 года заокеанские партнеры сделали первые шаги к «сланцевой революции» и в нашей стране. По оценкам экспертов, в Украине работы в этом направлении - непочатый край, на 20 лет хватит добывать газ по максимуму. В 2013 году на Юзовское месторождение (Луганщина, часть Харьковщины) зашла профильная американская компания Shell, на Одесское - Chevron. Но из-за обострения на востоке Украины американские газодобывающие компании нашу страну покинули.
Не для второго ли пришествия американцев на сланцевые месторождения хранится, как зеница ока, «труба»? Это самое удобное и бюджетное вместилище закачки добытого ископаемого, которое можно транспортировать в любую страну европейского континента.
Сланцевый газ плохо подходит для сжижения из-за наличия в нем большого количества различных примесей. Но США вынуждены его сжижать, то есть сжимать в объеме для упрощения транспортировки на супертанкерах. Это на сегодня единственный для них выход торговать СПГ, минуя постройку дорогущих газопроводов. Украина в этом геополитическом раскладе - просто находка. У нас разветвленная сеть газопроводов - успевай только заполнять и продавать.
Подытожим: если у нации нет производственной базы, разработки ресурсов, то никакой печатный станок не спасет экономику. В США это понимают. Их «сланцевая революция» близится к завершению, потому что иссякают запасы ископаемого топлива. Можно предположить, что Украине придется поделиться своим природным и производственным богатством - а вот с кем, покажет время. Война - очень удобный момент для экспансии грабительских программ, которые народ никогда бы не позволил реализовать в мирное время. Победитель получит все...
Наталья ЕРМАКОВА
|