Новые будни украинского ритейла или как торговые сети справляются с вызовами войны К концу весны — началу лета 2022 года начали прослеживаться проблески активизации бизнес-деятельности в таких горячих регионах нашей страны как Харьков. Пусть не на полные мощности, но запустились многие промышленные предприятия. Открываются различные заведения общественного питания (в западных областях и в Киеве у ресторанного бизнеса уже просто бум).
Пытается адаптироваться к военным условиям сфера электронной коммерции, причем не только мелкие частные бизнесы, но и крупные игроки украинского онлайн-рынка, которые, мягко говоря, свою проверку войной провалили.
Все это очень важно, максимально уместно и правильно, ведь без работающей экономики войну не выиграть, особенно когда уже окончательно стало ясно, что это не на три дня или 2-3 недели. Но если некоторые харьковские бизнесы только пытаются вернуться к работе, то продуктовый ритейл работал и работает без остановок (по возможности) все это время.
Сегодня мы поговорим о том, как такие харьковские торговые сети, как «КЛАСС» и другие игроки розничной торговли региона адаптировали свои бизнес-процессы, каким образом меняли транспортные цепочки и стратегии деятельности, а также делали все возможное и невозможное за эти 4 месяца войны.
Были ли компании розничной торговли готовы к полномасштабной войне? В мирное время обычные люди (да, и дальновидные стратеги) вряд ли задумываются о плане на случай таких серьезных потрясений как война. Да, у торговых сетей (и у других бизнесов тоже) в договорах с поставщиками и другими партнерами имеется раздел о форс-мажорных ситуациях. Но, как правило, в этой части контракта по единому шаблону прописываются общие моменты. Конкретики так нет, хотя, возможно, как предполагают юристы, после «набитых шишек» в новых договорах подобные моменты будут прописываться более тщательно.
Поэтому у большинства руководителей и представителей топ-менеджмента украинских компаний готовых инструкций на случай войны не было. Сейчас можно лишь с некой долей иронии фантазировать, как бы выглядел реальный антикризисный план продуктовых ритейлеров. В нем бы точно прописали все необходимые действия при:
Если до 24 февраля все перечисленное скорее напоминало сюжет из какого-то фильма, то после — стало реальностью для сотен и тысяч украинских компаний. И еще раз отметим, если некоторые из этих бизнесов только к лету начали приходить в себя, то украинские ритейлеры работали каждый день войны, борясь за выживание метафорически и в прямом смысле.
Причем речь не только о сетях в относительно спокойных регионах страны, но и, допустим, о харьковских представителях розничной торговли, вроде «КЛАССа» и других. На их вызовах во время войны стоит остановиться подробнее.
Трансформации цепочек поставки В первую неделю полномасштабного вторжения 90% поставщиков прекратили работу вообще. И лишь остальные сохраняли хоть какую-то бизнес-активность. Уже со второй недели ситуация чуть изменилась. Почти все поставщики вернулись к работе (если имели соответствующую возможность — не оказались под оккупацией, не потеряли свои активы из-за обстрелов и бомбежек и т.д.). Но они принялись распродавать остатки, имевшиеся до войны, после чего пополнение товаров прекратилось.
На фоне разрушения некоторых распределительных центров и складов, ритейлерам пришлось заниматься изменением логистических цепочек и искать альтернативных поставщиков. В отдельных случаях приходилось даже полностью менять схему работы, организуя поставки в отдельные магазины/супермаркеты напрямую со складов поставщиков и применяя для этого собственный транспорт.
О какой-то оптимизации и уже привычной для многих ритейлеров автоматизации речи даже не шло. Система заказа и выдачи продукции нередко функционировала в ручном режиме, а товар направлялся не с учетом спроса в отдельных точках продаж, а просто в равномерных долях.
А еще, как отмечают в сети «КЛАСС» поставщики стали инициаторами изменения привычной модели взаиморасчетов. Раньше они предлагали ритейлерам отсрочку по платежам, что способствовало росту товарооборота и было выгодно всем сторонам. С момента начала войны поставщики начали требовать деньги за предоставленный товар сразу же. То есть основные финансовые риски военного времени были перенесены как раз на ритейлеров.
Изменения ассортимента До войны в сфере розничной торговли практически работал принцип Парето. Не менее 80% (а то и 90%) ассортимента магазина/супермаркета были привязана к небольшой группе поставщиков, которые почти не менялись. Остальные товары, в том числе социального назначения, были более вариативны, как и их поставщики.
Война вывела из строя многих поставщиков, потерявших свои склады и продукцию. В результате и спецификаций на товары практически нет. Представители ритейлера ищут интересующие их позиции у любых поставщиков, готовы сегодня заказывать у одного, завтра — у другого, а потом — у третьего. Им нужно обеспечить товар на полках, в особенности если это основные продукты питания. Но даже это удается реализовать не всегда.
В сети «КЛАСС» отмечают, что привычная концепция формирования ассортимента продуктовых магазинов в Харькове (да и не только) уже не актуальна. Набор товаров у торговых сетей сегодня очень хаотичный, даже краткосрочное планирование запасов затруднено. Поставщики предлагают отгрузку тех позиций, которые есть у них на складах. У них свой интерес — избавиться от них. А ритейлеры вынуждены думать о том, где взять социально значимые товары. Многие местные производители попросту не работают или же из-за дефицита кадров функционируют на минимальных мощностях.
В результате харьковским торговым сетям надо искать поставщиков в других регионах. А они не столь охотно соглашаются везти товар в Харьков. Логистика становится дороже, цены растут, а тут еще и топливный кризис только добавляет проблем.
Лишь усугубляет ситуацию снижение покупательской способности. У оставшихся в Харькове людей деньги либо заканчиваются, либо перманентно «водятся в небольших количествах» (например, у пенсионеров). И они вынуждены идти не в супермаркет, а в очередь за гуманитарной помощью.
А что в более спокойных регионах страны? Ситуация с розничной торговлей в относительно спокойных регионах страны несколько другая. В центральных и западных областях тоже есть проблемы, связанные с нарушением поставок с востока или юга страны. Но зато уровень безопасности выше, а спрос на товары в целом только вырос за счет вынужденных переселенцев.
В результате одно из главных изменений в работе этих игроков ритейла — ограничения на отпуск товаров первой необходимости. Да, и они скорее профилактическая мера для того, чтобы избежать дефицита и оптимизировать запасы.
Ритейлеры не только остаются на плаву, но и помогают Украине Полноценно работающие магазины и супермаркеты в Харькове, других горячих точках на карте боевых действий, а также глубоко в тылу — это действительно важно сегодня, ведь:
А ведь не один харьковский ритейлер (и не только — в свете ракетных ударов по гражданской инфраструктуре в разных уголках страны) не может сказать, сколько магазинов у него будет завтра, удастся ли доставить товар и т.д. Собственно поэтому украинские торговые сети, которые каждый день войны продолжают работать, — это повод для гордости и большой вклад в нашу итоговую победу. |
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10827
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
10012
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9863
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
10117
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
10303
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9831
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9937
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
10702
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9932
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|