Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Путешествие в Петербург: белые ночи и загадочная русская душа

Путешествие в Петербург: белые ночи и загадочная русская душа

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ
Путешествие в Петербург: белые ночи и загадочная русская душаХотя питерцы говорили, что белые ночи уже отошли, ночью не мог заснуть из-за того, что за окнами было светло, как днем. И не переставал все время отпуска любоваться величием и красотой Санкт-Петербурга – второй столицы России.

 

Рассказывать о каналах, мостах, памятниках и соборах Питера можно часами. Но как журналиста меня в основном интересовало общение с питерцами, их отношение к Украине, мысли о новом президенте России. Большинство моих собеседников осторожно замечает, что президент «умница». Однако бизнесмен Олег, к которому я перебрался, покинув хостел (две ночи в довольно комфортных условиях и по приемлемой цене) убежден, что бизнесом в России мешает заниматься прожорливая чиновничья саранча, которая особенно «расплодилась» при Путине…

 

С чиновниками приходится иметь дело сразу по прибытии в Северную Пальмиру. Несколько лет назад между Украиной и Россией было заключено соглашение о 90-дневном пребывании без регистрации граждан обоих государств на территории соседней. Но вот Россия приняла закон об обязательной регистрации в течение трех дней всех иностранных граждан без исключения. В феврале этого года глава МИД Украины заявил, что его ведомство будет настаивать на выполнении соглашения с Российской Федерацией о 90-дневном пребывании без регистрации. Он посоветовал всем украинцам, от которых в России требуют регистрации уже в первые дни пребывания, жаловаться в украинское посольство. Но на практике лучше зарегистрироваться, чем провести ночь в полицейском «обезьяннике», доказывая безграмотным сержантам полиции, что между Украиной и Россией существует некое соглашение…

 

Для регистрации следует пойти на почту и заполнить в трех экземплярах несколько бланков с полными анкетными данными о себе и стороне, которая принимает. Работницы почты «придираются»: «Мужчина, вы не видите, здесь указано, что формуляры нужно заполнять печатными буквами, а разве это печатное «В»? – заставляет меня второй раз переписывать формуляры девушка с почты. Бланки регистрации туристам лучше постоянно носить с собой, как и справку о пересечении границы, которую выдают российские пограничники. Потому что питерские полицейские…

Моя полиция меня бережет…

Стражи порядка во второй столице России впечатляют. Такой старой, выцветшей от дождей и солнца формы я не видел на их украинских коллегах. Даже у сельских участковых. На железнодорожном вокзале столкнулся с полицейским патрулем, бойцы которого больше походили на киевских нищих. Прицепились ко мне на перроне, когда я покупал пиво перед посадкой в поезд. Пока полицейский «прапор» рассматривал мои документы, его хромой подчиненный тоненьким голосом проблеял: «А у меня нога болит, я тоже пива хочу!».

 

Так же убого смотрятся и российские ГИБДДшники. Последние, казалось бы, должны были выглядеть орлами. Поскольку недавно в России приняли закон, значительно увеличивающий штрафы (до нескольких сотен долларов) за нарушение правил дорожного движения. Но лица патрульных на трассах по прежнему напоминают трагические маски древнегреческих скульптур. Один из этих «трагиков» остановил джип Олега за то, что его трехлетний сын ехал в машине без специального детского кресла, что отныне в России запрещено. Штраф за это нарушение остался прежним, т.е. мизерным. Пока Олег искал мелочь, я рассказывал российскому гаишнику о многочисленных реформах в украинской ГАИ. Тот в ответ также начал жаловаться на судьбу. Говорит, чтобы стоять на этой престижной трассе, ведущей из Питера в Финляндию, он должен ежемесячно отдать определенную сумму своему начальнику. Выросли штрафы, вырос и «налог», который он должен отдавать вышестоящему начальству. Если не соберет денег, будет махать жезлом где-нибудь на проселочной дороге…

О свободе слова

Жена Олега Татьяна – родом из Украины, с ней я успел поссориться уже на третий день пребывания в гостях из-за… споров о журналистике. Как-то эта бизнес-леди купила книгу известного российского журналиста Владимира Соловьева «Путин. Путеводитель для неравнодушных».

Татьяна сказала, что в восторге от этого журналиста и его ток-шоу «К барьеру!». А я вспомнил, как во время этого ток-шоу этот «карлик с бакенбардами» верноподданно лизал «одно место» кремлевской власти и чуть ли не с матом гневался на президентов Украины и Грузии. Когда я заметил, что в России нет ни одного оппозиционного телеканала, а передачи вроде ток-шоу Соловьева «К барьеру!» рассчитаны на люмпенов, хозяйка стала доказывать, что в России все хорошо, а в Украине живут одни националисты, которые только и знают, что ругать Россию…

 

Олег, когда пришел вечером домой, только посмеялся над нашими спорами: «У нас тоталитарное государство, так какие могут быть оппозиционные каналы? – будто бы поддержал он меня. – Да, Соловьева я уважаю – как человека, умеющего зарабатывать деньги. Написал книгу о Путине и, пожалуйста, – построил в элитном районе коттедж. А помните, как известный московский журналист Сергей Доренко каждый вечер с ног до головы обливал грязью тогдашнюю московскую власть? Сейчас он с экранов исчез, но рядом с моей московской дачей этот журналюга купил приличный коттедж. А известный питерский журналист Невзоров? Как начал в своей уголовной передаче «600 секунд» пугать зрителей «грузинской мафией», «азербайджанским наркокартелем» и «украинскими киллерами», так сразу и депутатом городской Думы избрали, и в элитном питерском поселке Лисий Нос особняк построил…». Я начал было доказывать Олегу, что в Украине журналисты не продаются и не покупаются, но он напомнил, что в последнее время их «неподкупных» метров-журналистов почему-то охотно вербуют украинские телеканалы…

 

Россияне не уважают нынешнюю украинскую власть: «…Лучшим президентом для Украины был Кучма», – делали одинаковое резюме почти все мои знакомые.

Питер глазами туриста

Мы с Олегом решили больше о политике не говорить, и жизнь вошла в привычное русло. Втроем с Олегом и его женой отправились гулять белой ночью по городу, где по Фонтанке бродят сотни подвыпивших финских туристов, питерские тинейджеры гарцуют на велосипедах и роликах по Невскому проспекту, а влюбленные целуются на набережной позеленевшей Невы.

 

Удивляло, что в центре второй столицы России почти не видно милицейских патрулей и людей в военной форме. Солдаты, объяснили мне питерцы, должны сидеть в казармах, а милицейских патрулей мало из-за довольно низкого для такого города уровня уличной преступности.

Действительно, трудно заниматься уличными грабежами, если даже ночью вокруг полно людей, которые кайфуют за выносными столиками кафе и ресторанов. Среди ресторанов – больше всего корейских и китайских. А питерская элита предпочитает питаться в итальянских ресторанах, где подают, например, утку в апельсинах. Свою ностальгию я удовлетворил, зайдя пообедать в первое попавшееся «Бистро». Под этим французским названием в Питере продолжают успешно функционировать «совковые» столовые с привычным для пожилых путешественников из всех стран постсоветского пространства набором блюд: борщ, картошка с котлетой, компот из сухофруктов… Даже цены за такой обед остались «совковыми».

 

Наибольшее впечатление на туристов производят экскурсии по каналам Санкт-Петербурга. В течение часового путешествия на катере можно увидеть множество мостов, дворцов, самый маленький в мире памятник – Чижик-Пыжик и… «Бандитский Петербург». Так еще в царские времена окрестили квартал (от канала Грибоедова до Мойки), в котором во времена империи не построили ни одной церкви, куда не решались заходить жандармские патрули, где никогда не ставили новых фонарей и где писал свои веселые «Вечера на хуторе близ Диканьки» молодой студент Николай Гоголь.

Гостей города поражает и большое количество бомжей. В отличие от наших украинских, они моложе и наглее. Сам видел, как в центре города, возле моста с грифонами, пять грязных бомжей разделись догола и сигали в канал, воды которого были такие же грязные, как и ягодицы этих экстремалов.

В последнее время город начал заметно избавляться от серости и захламленности. Почти на каждом втором старинном доме установлены строительные леса и вывешены огромные плакаты: «Программа губернатора – фасады Санкт-Петербурга». Наблюдая за строителями (а это почему-то в основном мужчины азиатской наружности и русские женщины), заметил, что работают они почти без перекуров.

 

Постепенно ликвидируют и городские рынки, которые своими запахами не украшают ни одного города. Их вытесняют сети супермаркетов вроде сети «24 часа». В этих торговых центрах, работающих круглосуточно, продукты дешевле, чем базарные. Правда, выходцы из Украины, живущие в Питере, жалуются (и они правы – убедился на собственном желудке!), что такого вкусного хлеба и колбасных изделий, как в Украине, здесь не купишь ни за какие деньги. И пенсионерам бродить по огромным гипермаркетам трудно. Они привыкли, что где-то поблизости от их жилья должен быть маленький магазин, в котором можно купить яйца, хлеб, кило сосисок. Специально для этой многочисленной категории населения губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко ввела программу «Магазин в шаге» по обустройству в микрорайонах маленьких лавочек.

 

К Валентине Матвиенко, украинке по происхождению, питерцы относятся с симпатией. Не раз слышал от них что-то вроде: «Демократ Собчак город разворовывал, губернатор Яковлев просто ничего не делал, а Матвиенко хоть что-то пытается изменить к лучшему». Когда необходимо, эта решительная женщина идет на непопулярные шаги, например, ликвидацию трамвайных маршрутов. Во-первых, объясняет она, в Питере страшные пробки, в которых автомобили простаивают часами, а трамваи их увеличивают. Во-вторых, власть подсчитала, что электротранспорт в городе, где есть метро, не только экономически не выгоден, но и не нужен. Ведь на некоторых маршрутах в вагонах сидят по пять-шесть пассажиров. В-третьих, маршрутные такси стоимостью 15 рублей (около 4 гривен) довезут сидящих пассажиров (перевозить стоящих запрещено) в любой уголок города.

 

Цены на продукты в Питере вдвое выше киевских. Правда, и зарплаты здесь больше. По крайней мере, во время своего пребывания прочитал очередной приказ губернатора об установлении минимальной зарплаты коммунальным работникам в размере 300 долларов.

«Братья» наши «старшие»

Современный Петербург настроен на прием туристов. Хотя поселиться дешево можно разве что в хостеле. Дорогие отели объединены общим сервисом. И если, живя в гостинице Петербурга, вы интересуетесь, к примеру, как забронировать гостиницу в красноярске, вас помогут без разговора. К украинцам питерцы относятся примерно так, как к москвичам, есть несколько свысока. О событиях в Украине узнают лишь из репортажей российских каналов. А те постоянно подчеркивают «прагматизм» Януковича в противовес «ничтожеству» Ющенко и «экстремизму» Тимошенко.

 

«Вы же без нас не проживете!», – эту затертую фразу слышал даже от интеллектуалов – студентов Санкт-Петербургского государственного технологического университета, который в свое время закончил самый видный хапуга России – Чубайс. Интересно, что к Путину эти ребята относятся критически. «Не любим, потому что он не демократ, хотя народ его любит», – ответили. В отличие от наших украинских «спудеев», которые очень похожи на рэкетиров из «Бригады», их питерские ровесники давно не пользуются в общении матом и блатным жаргоном. Это уже не в моде. Наоборот, модно демонстрировать «старорежимную» вежливость и интеллигентность.

 

А так Питер очень похож на Киев: и отношением людей к своему городу, и архитектурой, и погодой. Вот только белых ночей, к сожалению, нам не хватает.

Совет от автора

Поезд «Киев – Санкт-Петербург» пересекает белорусско-украинскую границу ночью. Белорусские пограничники суют заспанным пассажирам бланки миграционных карточек, которые необходимо заполнить. Пока вы найдете ручку, протрете глаза и начнете заполнять бланки, пограничники из вашего вагона исчезают. Зеленую фуражку находишь где-то через три вагона. И он обязательно укажет, что ваш вагон он не обслуживает, а бланки вы заполнили, вопреки требованию, не печатными, а прописными буквами. Поэтому проштамповать необходимые для пребывания в Беларуси и России бланки он не соглашается. Вопрос решается только после того, как вы ткнете в руку пограничнику 10-гривневое «спасибо». Поэтому перед путешествием в Петербург советуем потренироваться в скорописном письме печатными буквами.

 

Как писал поэт Тютчев, «умом Россию не понять». Страна богачей, которые ненавидят тоталитарную власть и уважают диктатора Путина. Страна, которую строят, в основном, таджикские иммигранты (русские в последние годы на строительстве вообще не работают), – и которых за это постоянно унижают. Страна, где даже последние алкаши, которые дальше своих подвалов никогда не путешествовали, мечтают о возвращении России Крыма и присоединения к ней Абхазии… Ну как понять эту загадочную русскую душу?

 

 

Омар Узарашвили

 

По теме: Майские праздники. Сколько будет стоить отдых за границей