Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ген финансового варварства

Ген финансового варварства

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Ген финансового варварстваЗлоупотребления в сфере государственных закупок в Украине – один из самых излюбленных способов незаконного обогащения как отдельными лицами, так и финансово-промышленными группами. Ушлые бизнесмены крупного пошиба так наловчились тырить деньги на тендерах, что было не подкопаться – в первую очередь из-за несовершенства законодательства.

 

 

Объявившая этому позору войну новая власть, наконец, вышла на конкретный результат: во вторник парламент принял антикоррупционный закон о госзакупках, общий объем которых – около 300 миллиардов гривен в год. Как отметил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, документ даст стране возможность экономить до 50 миллиардов гривен в год. Ведь, по подсчетам министерства, ранее около 10% от стоимости всех госзакупок составляли откаты, еще столько же теряли на неэффективном проведении торгов.

 

Теперь же сняты бюрократические препоны в виде предоставления тьмы-тьмущей справок и документов, наложен запрет на обжалование результатов торгов в последний день перед раскрытием предложений – во избежание их срыва. Кроме того, закон может открыть для Украины выход на рынки госзакупок 48 стран мира, объем которых составляет 1,7 триллиона долларов. А это – наиболее простой путь для отечественной экспортной продукции и, следовательно, развития бизнеса.

 

Но давайте не забывать, что это – Украина, где без ложки дегтя никуда, и каверзы могут затронуть и обновленную процедуру госзакупок. Во-первых, согласно закону, компании-участницы тендера должны раскрывать конечных собственников сделки. Да любой поднаторевший в коммерческих баталиях и ставший на ноги в лихие 90-е украинский бизнесмен знает тысячу и один способ не «засветиться» в этом реестре и осведомлен, кого для этого нужно подмазать. Во-вторых, в законе не прописана ответственность за невыполнение заказчиком условий договора. То есть партнеров можно спокойно «кидать», не опасаясь финансового возмездия? На кону – разве что урон деловой репутации, но в Украине добрая половина компаний с таким реноме, и ничего – работают.

 

В-третьих, смущает норма о том, что отныне правительство будет определять порядок выдачи некоего единого документа, подтверждающего соответствие участника тендера всем требованиям. Причем пока никто не знает, что это за бумажка, каких трудов будет стоить ею обзавестись. В-четвертых, раз уж власть решилась сделать тендеры абсолютно прозрачными, в идеале нужно отдать контроль над ними материально незаинтересованной стороне, то бишь общественным организациям. Но их незаинтересованность можно легко обратить вспять, дернув за веревочки меркантильности или используя методы примитивного давления, обеспечив таким образом «правильное» распределение средств в нужные карманы. Грубо говоря, обертка у нового закона эффектна и завлекательна, а вот начинка – с червоточинкой...

 

Поэтому утверждать, что процедуры госзакупок теперь будут кристально чистыми, – преждевременно. Да, в Украине умеют вести бизнес. Но по правилам и канонам, повергающим западных партнеров в ступор и заставляющих усомниться, можно ли и дальше иметь дело с носителями гена финансового варварства.

 

По теме: На чем нельзя экономить