5 февраля консулы сразу нескольких стран - Польши, Чехии, Германии -
встретились во Львове, чтобы торжественно открыть самый большой в
Украине визовый центр. Правда, мероприятие было по сути чисто
протокольным, поскольку де-факто львовский визовый центр функционирует
уже три месяца. Зачем открывать крупнейший в стране визовый центр за
полгода до предполагаемого вступления в силу безвизового режима?
Не посольством единым
До середины прошлого десятилетия документы на визы принимались
исключительно в посольствах и консульствах, расположенных, как правило, в
столице. Жителям других городов приходилось ездить за визами в Киев,
теряя время не только в поездках, но и в очередях, которые год от года
становились все длиннее.
В какой-то момент дипломатические миссии наиболее посещаемых стран
поняли, что просто перестают справляться с растущим потоком туристов, а
расширять собственные визовые отделы им не позволяют ни площади
помещений, ни объемы финансирования, получаемые от своих правительств.
Вот тогда и появилась идея передать всю "бумажную" работу на аутсорсинг,
оставив за собой лишь принятие решений - выдавать или не выдавать визу в
каждом конкретном случае.
Первыми по пути визового аутсорсинга пошли Бельгия и Нидерланды - их
визовые центры были открыты в 2007 году. Опыт оказался удачным, и вскоре
примеру коллег из Бенилюкса последовали дипмиссии других европейских
стран. На сегодняшний день систему приема и выдачи документов через
визовые центры внедрили дипломатические представительства 15 государств.
Такие центры открыты в 16 городах Украины, не считая трех городов
(Симферополя, Донецка и Луганска), которые оказались на оккупированных
территориях, - визовые центры там временно не работают.
В новом визовом центре во Львове представлены интересы аж 11
государств: заявители могут подавать документы на оформление виз в
Польшу, Германию, Болгарию, Грецию, Словению, Чехию, Литву, Бельгию,
Нидерланды, Хорватию и Канаду. Общая площадь визового центра 2600 кв.м,
он занимает целый этаж торгового здания. Для обслуживания заявителей
открыты 109 окон, но основная часть - более 50 - приходится, что
ожидаемо, на польский сектор.
За день визовый центр способен обслужить 3000 человек, при этом
работает электронная очередь, время ожидания в которой не должно
превышать 15 минут.
"Большая визовая четверка"
Так кому же в итоге украинцы отдают документы? На рынке визового
обслуживания работают на текущий момент 4 компании, которые были выбраны
правительствами зарубежных стран для представления своих интересов на
территории Украины: TLSContact, VMS, "Пони-Экспресс" и VFS Global. Эти
компании выбираются на открытых тендерах, условия которых определяются
исключительно организаторами - дипломатическими миссиями. Ни МИД
Украины, ни какие-либо другие правительственные учреждения прямого
отношения к этому не имеют.
Ни один из этих четырех брендов не является украинским, а некоторые
даже не имеют официально зарегистрированных в Украине дочерних компаний.
Но это не уникально-украинская ситуация - аналогичная картина
наблюдается и в России, и в Казахстане, и в других странах с заведомо
высоким уровнем коррупции. Местный бизнес к визовому аутсорсингу
посольства стараются просто не подпускать. Почему - ответ очевиден, хотя
сами дипломаты от него вежливо уклоняются.
Компания TLSContact является частью французского
телекоммуникационного холдинга Teleperformance, главное направление
деятельности которого - строительство и эксплуатация call-центров (более
230 в 62 странах мира). В Украине TLSContact управляет визовыми
центрами Великобритании и Швейцарии.
Компания "Пони-Экспресс", представляющая интересы Словакии и Латвии, -
это дочернее предприятие российской курьерской службы с одноименным
названием. Основным бенефициаром этой компании является известный
российский олигарх Олег Дерипаска.
Итальянская компания VMS (Visa Management Service) управляет
соответственно визовыми центрами Италии. По некоторым сведениям,
компания аффилирована с известной финансовой группой Intesa Sanpaolo.
Эту информацию косвенно подтверждает тот факт, что все визовые центры в
Украине VMS открывает на базе отделений "Правэкс-Банка", единственным
акционером которого является как раз Intesa Sanpaolo.
Самый крупный "клиентский портфель" - 18 стран - у международной
компании VFS Global. По сути именно эта компания в свое время придумала
само понятие "визовый аутсорсинг" и, по сути, основала этот рынок еще в
2001 году. VFS Global - часть крупнейшего международного туристического
холдинга Kuoni Group, который в этом году отмечает свое 110-летие.
Штаб-квартира Kuoni Group находится в Цюрихе (Швейцария), главный офис
VFS Global расположен в Дубае (ОАЭ), а международный центр технической
поддержки - в Мумбаи (Индия). Клиентами VFS Global являются
правительства 48 государств, в интересах которых визовые центры
функционируют в 124 странах мира.
Именно вокруг VFS Global пару недель назад бушевали страсти из-за
обвинения компании в работе через третьих лиц, которые, в свою очередь,
предположительно имеют отношение к оффшорной компании. Подозрения вызвал
чек об оплате услуг визового центра, на котором было указано другого
юридического лица - ПП "Вiзовий Сервic Центр". В компании VFS к этой
истории относятся более чем спокойно и с легкостью ее комментируют.
"Во многих странах, в том числе в Украине, VFS работает совместно с
партнерами - управляющими компаниями, - поясняет менеджер VFS в Украине
Амит Кумар Шарма. - Мы привлекаем их в первую очередь для строительства и
ремонта помещений визовых центров, поскольку сама VFS Global не
занимается стройкой. И иногда передаем часть технических функций, таких,
например, как подбор персонала или прием платежей от заявителей. Эти
компании обязательно присутствуют в наших конкурсных заявках и
утверждаются дипломатическими миссиями, чьи интересы представлены в
Сервисно-визовых центрах. Фирма "Вiзовий Сервic Центр" - одна из таких
компаний-партнеров, причем в Украине мы работаем с ней уже больше 7
лет".
Строго говоря, VFS Global - это IT-компания, разрабатывающая
программные платформы, системы безопасности и технологии обработки
визовых обращений, а также обеспечивающая сбор персональных данных
заявителей и защищенную передачу этих данных консульствам. Визовый центр
принимает у заявителя документы, проверяет их на соответствие
требованиям консульства, приводит к единому согласованному формату
отображения, и отправляет в консульство. Все, дальше работают консулы.
Во всем мире дипмиссия остается единственной инстанцией, принимающей
решение - выдать или нет запрошенную визу. Сервис-провайдер на это
решение влиять никак не может.
"При этом, подписывая контракт с дипмиссией, VFS берет на себя полную
ответственность за сохранность и защиту персональных данных, -
добавляет Амит Кумар Шарма. - Вывеска VFS Global на визовом центре
означает, что абсолютный контроль за всеми процессами осуществляет
только одна компания".
По словам г-на Шарма, ключевые менеджеры визовых центров назначаются
только компанией VFS Global. Весь процесс работы центра подчинен единым
технологиям и стандартам качества обслуживания аппликантов. Супервайзоры
VFS в режиме постоянного мониторинга строго следят за соблюдением этих
стандартов, особенно в части защиты информации и персональных данных.
Все сведения поступают в консульства по закрытым каналам связи;
компьютеры сотрудников, принимающих документы и снимающих биометрические
данные заявителей, не имеют ни доступа в интернет, ни каких-либо портов
для подключения внешних запоминающих устройств, даже сделать снимок
экрана на таком компьютере невозможно. Эффективность систем
информационной безопасности VFS Global подтверждается не только
международными сертификатами ISO, которые вывешены в зале Львовского
визового центра, но и отсутствием каких-либо серьезных инцидентов за все
время работы компании на мировом рынке визового аутсорсинга - этот факт
особо подчеркивали консулы, выступавшие на церемонии открытия.
В других крупных визовых центрах сервисные функции также могут быть
распределены между несколькими субпорядчиками. Например, во Львове
платежи принимают два польских банка - Kredobank и Idea Bank. Отдельно
работают фирмы, продающие страховки, услуги курьерской доставки,
обслуживающие автоматы по продаже кофе, прохладительных напитков и
снеков. Эти фирмы объединяет одно: все они были заявлены на тендерах как
партнеры VFS Global и работают по согласованию c консульствами, и все
подчиняются правилам и внутренним законам VFS.
Что же касается перспектив введения безвизового режима, который,
очевидно, существенно сократит заработки всей "большой четверки", стоит
учитывать, что в Украине до сих пор не присутствуют посольства целого
ряда стран, и сегодня для подачи документов на визу в эти страны
украинцам нужно отправляться в Москву или Варшаву. Так что очевидно:
если Украина наконец дождется безвизового въезда в Европу, то ни новый
центр во Львове, ни уже существующие центры в Киеве и других городах
Украине не останутся без работы - просто привычные названия стран ЕС
сменятся на более экзотические.
По теме: