Чего нам ждать от жилищной реформы?
12 липня 2012 07:27
Переглядів: 1403
Коментарів: 5
Надрукувати
В
Украине реформу жилищно-коммунального хозяйства пытаются осуществить
уже давно. Мероприятия сводились в основном к выделению соответствующих
средств на ремонтные работы. Научного и системного подхода к
преобразованию такой сложной отрасли как ЖКХ, не было. Поэтому весь
период подобного реформирования можно охарактеризовать как время «проб и
ошибок», хотя и безрезультатным его назвать нельзя. Сегодня гость
ПОЗИЦИИ – новый первый заместитель городского головы Запорожья Дмитрий Свиркин.
– Дмитрий Александрович, давайте начнем разговор с вопроса о работе, которой Вы занимались последние десять лет на должности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации. Что собой представляет эта сфера, какие в ней существуют проблемы и имеет ли ЖКХ области региональную специфику?
– Жилищно-коммунальное хозяйство – одно из приоритетных направлений развития региона и страны в целом. Это та сфера, которая в случае правильного подхода может стать стимулом и рычагом развития других отраслей. Ведь здесь потребляется огромный объем энергетических ресурсов, продукции металлургических и машиностроительных предприятий.
ЖКХ необходимо рассматривать со стороны технического и финансово-экономического состояния. Наш регион представлен всеми подсферами данной отрасли. В пятнадцати городах области существует централизованное теплоснабжение и во многих – водоснабжение. Почти в каждом городе есть предприятия по обслуживанию жилья и придомовых территорий.
Одна из наиболее проблемных подотраслей в области – водоснабжение. Несмотря на то, что у нас имеется открытый источник водозабора – река Днепр, регион географически и по другим аспектам характеризуется как дефицитный по вопросам питьевой воды. У нас практически отсутствуют запасы подземных питьевых вод. А одна треть населенных пунктов не имеет централизованного водоснабжения. Двести населенных пунктов за неимением подземных источников и централизованного водоснабжения пользуются только привозной питьевой водой.
Кроме того, степень изношенности сетей по водоснабжению и водоотводу достигает по некоторым территориям до шестидесяти-семидесяти процентов. Представьте, мы более половины воды, отпущенной в сеть, теряем на пути к потребителю, в том числе из-за утечек.
В системе теплоснабжения ситуация сложная, но контролируемая. На сегодня, уже несколько лет подряд, активно реализуются проекты, связанные с эффективностью энергосбережения. Назвать их слишком масштабными нельзя, но частично устанавливается оборудование на действующие котлы; новые газовые горелки, приводящие к повышению эффективности КПД, реальной экономии потребления природного газа, повышению качества услуг; предварительная изоляция труб – к уменьшению теплопотерь и обеспечению надежности поставок тепла нашим потребителям.
Сегодня в области, действительно, существует тарифный разбег, например, услуги водоснабжения по некоторым территориям составляют от четырех до двадцати гривен; услуги теплоснабжения – от четырех до десяти гривен.
– Извините, но разве разные тарифы ЖКХ на территории области – это допустимо?
– Тариф – это цена, складываемая из затрат. И если где-то проводится эффективная работа по оптимизации этих затрат, – речь идет о разумной кадровой политике и внедрению энергосберегающих технологий, – тогда мы можем удерживать тариф на должном уровне. Где эти работы не проводятся, то в связи с подорожанием электроэнергии, ростом зарплаты, цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), тариф высокий.
– Где в области самая высокая цена на коммунальные услуги, если, например, сравнить Запорожье с глубинкой?
– Запорожье не очень интересно сравнивать с глубинкой; показательно будет, если привести примеры по другим областным центрам Украины. Наш город находится «посредине ценовой политики» на услуги тепло- и водоснабжения, а на услуги по содержанию домов и придомовых территорий – на одном из последних мест, то есть данный тариф у нас более низкий, чем в других регионах Украины. Работа по модернизации предприятий ЖКХ и энергоснабжению в нашей области позволяет тарифы удерживать на сегодняшнем уровне, хотя можно уверенно говорить о том, что они не покрывают затрат.
В малых населенных пунктах области ситуация гораздо сложнее; в некоторых районах тарифы на водоснабжение, действительно, высоки. Известно, что в селах уменьшается количество жителей, местами закрываются предприятия, а старое оборудование, рассчитанное на большие объемы, потребляет прежнее количество электроэнергии.
– В Бердянске проблема централизованного водоснабжения на протяжении многих лет остается нерешенной; моя мать периодически звонит и просит по дороге к ней купить питьевой воды. Жителям периодически включают, а потом отключают воду; данный вопрос решается в судах. Когда же курортный город будет с питьевой водой?
– Напомню, откуда Бердянск берет воду. Каховский магистральный канал сбрасывает питьевую воду в так называемый канал Р-9, протекающий по югу области. Водонапорные станции подают чистую воду из скважин, затем ее гонят через Приморский и Приазовский районы – а это более ста километров – на Бердянск. Изначально при проектировании закладывалось две ветки; но на сегодня реализована только одна. И любая аварийная ситуация на магистральном водопроводе приводит либо к уменьшению подачи воды в Бердянск, либо к полному отключению.
В последнем случае городской водоканал вынужден переключаться на бердовскую воду (смешанная вода из Бердовского водохранилища и Луначарских артезианских скважин. – Ред.), которая по основным характеристикам соответствует питьевой, но по некоторым находится на грани нормативных показателей.
– Возможно ли установить очистные сооружения на бердовскую воду, как в нашем городе на днепровскую, чтобы решить данный вопрос?
– Есть современные очистные технологии, позволяющие хоть и не стопроцентно, но в значительной степени улучшить качество бердовской воды. Но какой при этом будет тариф для потребителей? Ее не смогут покупать простые бердянцы.
– Какие изменения произошли в сфере ЖКХ за последний год? Продвинулась ли реформа в части формирования тарифов?
– На сегодня создана и полноценно функционирует Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (председатель – Валерий Саратов), которая является и лицензиатом, и органом, устанавливающим тарифы на услуги тепло- и водоснабжения для крупных городов или предприятий.
Это одно из направлений реформы, приведшее к тому, что тарифообразующая политика полностью является управляемой со стороны государства по Украине; нет больших разночтений в областных центрах. Ставится цель оптимизировать затраты коммунальщиков на местах, чтобы «войти в существующий тариф». Вместе с тем соцопросы подтверждают, что часть населения готова платить за коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам, то есть больше, чем сейчас, но за соответствующее качество!
– Иная сфера, на которую влияет ЖКХ – это организация ОСМД. Ваше мнение, насколько кондоминиумы смогут решить бытовые проблемы запорожцев?
– Без преувеличения, ОСМД является одним из ведущих звеньев цепи реформирования ЖКХ. Эта мировая практика успешно внедряется в Украине на протяжении многих лет и имеет позитивный результат.
Что фактически получили люди при проведении приватизации? Квартиру. Однако она не может существовать отдельно от жилого комплекса, коммуникаций, чердачных и подвальных помещений, придомовой территории. Мы это не ощутили и до конца еще не поняли. Горожане, создавшие ОСМД, взвалили на себя огромную ответственность, но и право самим содержать свой дом. Только на данном этапе они становятся его хозяевами.
На коллективном собрании люди рассчитывают стоимость ремонтных работ и контролируют их проведение. ОСМД имеет право привлекать как ПРЭЖО для обслуживания своего жилья, так и частные структуры; включаются рыночные механизмы. Это тот кусок работы, который интересен каждому предприятию, работающему в данной нише. И за него нужно сражаться либо ценовой политикой, либо качеством!
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
По теме: Тарифный геноцид. Как минимизировать затраты
|